Глава 2 Закономерности высшей нервной деятельности
Принцип материалистического
детерминизма означает, что каждый нервный процесс в головном мозге
обусловливается (вызывается) действием определенных раздражителей, изменениями
материи во внешней среде и внутри организма.
Принцип структурности
заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят
от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в
процессе развития обусловливается изменением функций. Так, у животных, которые
не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно
большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у
которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной
мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его
трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного
речевого общения.
Принцип анализа и синтеза
выражается в следующем. При поступлении в центральную нервную систему
центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других
— торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является
различение конкретных предметов и явлений действительности и процессов,
происходящих внутри организма.
Одновременно при образовании
условного рефлекса устанавливается временная нервная связь (замыкание) между
двумя очагами возбуждения, что физиологически выражает собой синтез. Условный
рефлекс есть единство анализа и синтеза.
Таким образом, испытывая на
себе воздействие множества разнообразных сигналов из внешнего мира и из
организма, кора больших полушарий мозга совершает сложную
аналитико-синтетическую деятельность, заключающуюся в разложении на части
сложных сигналов, раздражителей, сопоставлении их со своим прошлым опытом,
выделении в них основного, главного, существенного и объединении элементов
этого главного, существенного. Благодаря этой сложной аналитико-синтетической
деятельности коры больших полушарий головного мозга, обусловливающей широту,
многообразие, активность обратных нервных связей обеспечивает человеку лучшую
приспособляемость к внешнему миру, к изменившимся условиям жизни.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |