Учебник Психологии

Глава 2 Закономерности высшей нервной деятельности

 

2.1 Строение и деятельность нервной системы человека

 

Все живые организмы взаимодействуют с окружающей их средой. Взаимодействие животных и человека с действительностью осуществляется посредством нервной системы.

У человека нервная система состоит из трех отделов: централь ной, периферической и вегетативной нервных систем.

Центральная нервная система, включая в себя головной и спинной мозг, выполняет регулирующую функцию.

Посредством периферической нервной системы осуществляется связь центральной нервной системы с различными частями организма. По волокнам периферической нервной системы нервные сигналы пропускаются от центральной нервной системы к различным органам (прямая связь) и в обратном направлении, от органов к центральной нервной системе (обратная связь).

Вегетативная нервная система состоит из нервных узлов, расположенных вдоль спинного мозга и в различных внутренних органах, а ее центры размещены в различных отделах центральной нервной системы — в спинном, продолговатом, среднем и промежуточном мозге. Вегетативная нервная система является регулирующим центром деятельности органов дыхания, кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции.

В процессе жизни и деятельности человека нервная система осуществляет необходимую связь организма с окружающим миром, взаимосвязь в работе внутренних органов и координацию между различными отделами самой нервной системы.

Головной мозг состоит из продолговатого мозга и варолиева мост, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и больших полушарий (рис. 5).

Нервная система функционирует как единая и целостная система. Однако каждая из ее частей осуществляет регулирующую и координирующую функцию в конкретной области жизнедеятельности организма. И чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее структура, тем сложнее и ответственнее ее функции. Спинной мозг является регулятором работы отдельных мышечных групп и внутренних органов. Он осуществляет управление простейшими двигательными реакциями.

Продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг составляют стволовую часть головного мозга. Стволовая часть головного мозга и мозжечок координируют сложные движения (ходьба, бег, плавание и т. д.) и регулируют работу внутренних органов. Вся сложная психическая деятельность (например, речь) является функцией коры головного мозга. Наряду с корой в психической деятельности участвует и подкорка, являющаяся промежуточным звеном в системе связей между различными областями нервной системы. Функции различных групп нервных клеток в коре головного мозга также дифференцированы: речевой центр находится в левом полушарии, зрительный центр расположен в затылочной области, слуховой — в височных областях и т. д.

Большие полушария головного мозга являются высшим отделом нервной системы и достигают особенно высокого развития у людей. Средний вес головного мозга человека равен 1360 г. У разных людей вес мозга значительно колеблется, например, у А. Франса он равнялся 1017 г, а у И. С. Тургенева — 2012 г.

Вес головного мозга не является показателем умственных способностей человека. (Умственные способности человека зависят от строения мозга и обусловлены всей деятельностью человека, его умственным трудом.) Однако пределом веса головного мозга, ниже которого наблюдается резкое падение умственных способностей, является для мужчин 1000 г, для женщин 900 г. У человека вес головного мозга в 45—49 раз больше, чем вес спинного мозга, а у животных только в 15—18 раз.

Кора больших полушарий головного мозга по характеру строения и расположения нейронов и по функциям делится на 52 поля (по Бродману) (рис. 6) или более чем на 200 полей (по С. и О. Фогт). В кору больших полушарий поступают импульсы из рецепторов, или органов чувств, представляющих собой периферический конец анализатора. Схема анализатора может быть представлена 3 частями: 1) рецептором, или органом чувств (ухо, глаз и т. д.

[1]234
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.