Учебник Психологии

15.2.Типы высшей нервной деятельности

Что является физиологической основой темперамента? Научный ответ на этот вопрос мы впервые находим в учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальное исследование, И. П. Павлов обратил внимание, что подопытные животные в любых условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя самым различным образом. Одни из них спокойны, другие агрессивны, раздражительны, у одних быстро вырабатываются условные рефлексы, у других — медленно и т. д. В результате многолетних экспериментальных исследований И. П. Павлов пришел к выводу о том, что причина индивидуальных особенностей поведения животных обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности. Среди особенностей высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил как основные следующие:

а) сила процессов возбуждения и торможения;

б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

в) подвижность, т. е. сменяемость, процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, не обнаруживая запредельного торможения, т. е. определяет выносливость, предел работоспособности нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители — сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают сильные процессы возбуждения. Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения.

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов характеризует собой способность нервной системы быстро, в ответ на требование условий внешней среды, сменять процесс возбуждения процессом торможения.

Кроме основных названных типов высшей нервной деятельности в жизни встречается много смешанных и промежуточных типов. Хотя установленные И. П. Павловым типы высшей нервной деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей Сам И. П. Павлов говорил: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека». Дальнейшие исследования советских психологов подтвердили это положение. Одновременно выводы И. П. Павлова нашли дальнейшее развитие в трудах советских психологов (Б М Теплова В Д. Небылицына, В. С. Мерлина, Л. И. Уманского и др.) Так в результате исследований Б. М. Теплов пришел к выводам, имеющим важное значение для педагогической практики. Он считает, что в процессе воспитания надо искать не пути изменения нервной системы учащегося, так как этот процесс протекает медленно и еще недостаточно изучен, а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания, учитывая при этом особенности нервной системы ребенка. Продолжая исследования Б. М. Теплова и его сотрудников, В Д Небылицын установил новый важный признак нервной деятельности—динамичность. Этот признак выступает как «свойство нервной системы определяющее ее способность к формированию реакции, адекватных условиям опыта... способность к «научению» в широком смысле этого слова».

Указанные типы нервной системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа, темперамента. Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующее: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвинический темперамент; сильный, неуравновешенный (безудержный) тип - холерический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент; слабый тип - меланхолический темперамент. Исследуя типы высшей нервной деятельности, И. П. Павлов изучил также и типы, присущие только людям и характеризующиеся особенностями соотношения первой и второй сигнальных систем. Таких типов Павлов установил три. Тип «художника» характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы. «Мыслительный» тип характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы.

[1]23
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.