15.2.Типы высшей нервной деятельности
Что является физиологической
основой темперамента? Научный ответ на этот вопрос мы впервые находим в учении
И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальное
исследование, И. П. Павлов обратил внимание, что подопытные животные в любых
условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя самым различным образом. Одни
из них спокойны, другие агрессивны, раздражительны, у одних быстро
вырабатываются условные рефлексы, у других — медленно и т. д. В результате
многолетних экспериментальных исследований И. П. Павлов пришел к выводу о том,
что причина индивидуальных особенностей поведения животных обусловлена
характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов —
возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были
взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности. Среди
особенностей высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил как основные
следующие:
а) сила процессов возбуждения
и торможения;
б) уравновешенность процессов
возбуждения и торможения;
в) подвижность, т. е.
сменяемость, процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов
означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное
торможение, не обнаруживая запредельного торможения, т. е. определяет
выносливость, предел работоспособности нервных клеток. Сила нервного процесса
выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители — сильные
раздражения у сильной нервной системы вызывают сильные процессы возбуждения.
Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и
торможения.
Уравновешенность процессов
возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных
нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения
выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании.
Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения определяется
замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов
характеризует собой способность нервной системы быстро, в ответ на требование
условий внешней среды, сменять процесс возбуждения процессом торможения.
Кроме основных названных
типов высшей нервной деятельности в жизни встречается много смешанных и
промежуточных типов. Хотя установленные И. П. Павловым типы высшей нервной
деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей
Сам И. П. Павлов говорил: «Мы с полным правом можем перенести установленные на
собаке типы нервной системы... на человека». Дальнейшие исследования советских
психологов подтвердили это положение. Одновременно выводы И. П. Павлова нашли
дальнейшее развитие в трудах советских психологов (Б М Теплова В Д. Небылицына,
В. С. Мерлина, Л. И. Уманского и др.) Так в результате исследований Б. М.
Теплов пришел к выводам, имеющим важное значение для педагогической практики.
Он считает, что в процессе воспитания надо искать не пути изменения нервной
системы учащегося, так как этот процесс протекает медленно и еще недостаточно
изучен, а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания, учитывая
при этом особенности нервной системы ребенка. Продолжая исследования Б. М.
Теплова и его сотрудников, В Д Небылицын установил новый важный признак нервной
деятельности—динамичность. Этот признак выступает как «свойство нервной системы
определяющее ее способность к формированию реакции, адекватных условиям
опыта... способность к «научению» в широком смысле этого слова».
Указанные типы нервной
системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа, темперамента.
Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующее:
сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвинический темперамент; сильный,
неуравновешенный (безудержный) тип - холерический темперамент; сильный,
уравновешенный, инертный тип - флегматический темперамент; слабый тип -
меланхолический темперамент. Исследуя типы высшей нервной деятельности, И. П.
Павлов изучил также и типы, присущие только людям и характеризующиеся особенностями
соотношения первой и второй сигнальных систем. Таких типов Павлов установил
три. Тип «художника» характеризуется относительным преобладанием первой
сигнальной системы. «Мыслительный» тип характеризуется относительным
преобладанием второй сигнальной системы.
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |