Учебник Психологии

15.2.Типы высшей нервной деятельности

Для «смешанного», или «среднего», типа характерна относительная уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Следует подчеркнуть, что данное деление очень относительно, поскольку преобладание первой или второй сигнальных систем является в значительной степени относительным. Преобладание и уравновешенность первой и второй сигнальных систем, как правило, обусловливается спецификой конкретного вида деятельности, особенностями творческого труда.

Важным результатом психологических исследовании является вывод о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Подтверждением этого является наличие выдающихся деятелей науки, искусства среди людей с разным типом темперамента. Так поэт В. А. Жуковский, композитор П. И. Чайковский, писатель Н. В. Гоголь были представителями меланхолического темперамента Флегматичным темпераментом отличались великий баснописец И А Крылов, полководец М. И. Кутузов. Представителями холерического темперамента являются гениальный русский поэт А. С. Пушкин и полководец А. В. Суворов.

Под воздействием целенаправленного воспитания и обучения можно развить при любом типе высшей нервной деятельности такие свойства личности, какие необходимы для общественно полезной работы, для социально обусловленного типа поведения.

15.3 Психологический анализ формирования темперамента у школьников

Знание учителем темперамента, особенностей типа высшей нервной деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными качествами его. Например, положительными качествами у сангвиника являются живость и подвижность, у холерика — быстрота реакции, активность, у меланхолика — чуткость и отзывчивость, у флегматика — выдержка и спокойствие. При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро у флегматика— вялость, у сангвиника — отсутствие устойчивости, у холерика — резкость, несдержанность, у меланхолика — замкнутость. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента у школьников можно легко выявить в процессе обучения. Например, ученик сангвинического темперамента быстро усваивает новый материал, быстро соображает и запоминает, если учебный материал доступен его пониманию и вызывает у него эмоциональное отношение. Материал менее интересный, требующий длительной, однообразной и напряженной работы не вызывает у ученика-сангвиника эмоционального отклика, и он начинает пассивно работать. У сангвиника легко вызвать и поддержать отзывчивость, активное отношение к учебе, к общественной жизни. Для воспитания этих качеств сангвиникам необходимо создавать специальные условия, которыми являются интересные, вызывающие эмоциональный подъем занятия, задания, виды работ. При отсутствии систематического воспитания у школьника-сангвиника могут развиться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к своим обязанностям, к, делу, переоценка своих возможностей, безответственное отношение к учению, к товарищам. В учебной деятельности педагог должен постоянно следить за учащимися-сангвиниками, не разрешать им отвлекаться, нагружать их интересными и посильными учебными заданиями. В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем, если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.

От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.

Также должен учитывать преподаватель особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток их мозга в состояние охранительного торможения.

1[2]3
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.