15.2.Типы высшей нервной деятельности
Для «смешанного», или «среднего», типа
характерна относительная уравновешенность первой и второй сигнальных систем.
Следует подчеркнуть, что данное деление очень относительно, поскольку
преобладание первой или второй сигнальных систем является в значительной
степени относительным. Преобладание и уравновешенность первой и второй
сигнальных систем, как правило, обусловливается спецификой конкретного вида
деятельности, особенностями творческого труда.
Важным результатом
психологических исследовании является вывод о том, что каждый темперамент имеет
свои положительные и отрицательные стороны. Подтверждением этого является
наличие выдающихся деятелей науки, искусства среди людей с разным типом темперамента.
Так поэт В. А. Жуковский, композитор П. И. Чайковский, писатель Н. В. Гоголь
были представителями меланхолического темперамента Флегматичным темпераментом
отличались великий баснописец И А Крылов, полководец М. И. Кутузов. Представителями
холерического темперамента являются гениальный русский поэт А. С. Пушкин и
полководец А. В. Суворов.
Под воздействием
целенаправленного воспитания и обучения можно развить при любом типе высшей
нервной деятельности такие свойства личности, какие необходимы для общественно
полезной работы, для социально обусловленного типа поведения.
15.3 Психологический анализ
формирования темперамента у школьников
Знание учителем темперамента,
особенностей типа высшей нервной деятельности своих учащихся во многом
обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить
индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на
положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными
качествами его. Например, положительными качествами у сангвиника являются
живость и подвижность, у холерика — быстрота реакции, активность, у меланхолика
— чуткость и отзывчивость, у флегматика — выдержка и спокойствие. При
отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро у флегматика—
вялость, у сангвиника — отсутствие устойчивости, у холерика — резкость,
несдержанность, у меланхолика — замкнутость. Положительные и отрицательные
стороны каждого типа темперамента у школьников можно легко выявить в процессе
обучения. Например, ученик сангвинического темперамента быстро усваивает новый
материал, быстро соображает и запоминает, если учебный материал доступен его
пониманию и вызывает у него эмоциональное отношение. Материал менее интересный,
требующий длительной, однообразной и напряженной работы не вызывает у
ученика-сангвиника эмоционального отклика, и он начинает пассивно работать. У
сангвиника легко вызвать и поддержать отзывчивость, активное отношение к учебе,
к общественной жизни. Для воспитания этих качеств сангвиникам необходимо
создавать специальные условия, которыми являются интересные, вызывающие
эмоциональный подъем занятия, задания, виды работ. При отсутствии
систематического воспитания у школьника-сангвиника могут развиться
неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к своим обязанностям, к, делу,
переоценка своих возможностей, безответственное отношение к учению, к
товарищам. В учебной деятельности педагог должен постоянно следить за
учащимися-сангвиниками, не разрешать им отвлекаться, нагружать их интересными и
посильными учебными заданиями. В процессе учебной работы школьнику-флегматику
нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро
сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет
полную беспомощность. Вместе с тем, если уж он запоминает, то надолго и
основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность
флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и
медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать
эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
От школьников-холериков
учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных
ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам,
взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать
умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них
требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения
задания.
Также должен учитывать
преподаватель особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики
не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым
переходом клеток их мозга в состояние охранительного торможения.
|
 |
 |