10.5 Развитие мышления у детей
Не случайно в начальных
классах широко используется наглядность — демонстрация наглядного пособия,
раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод, явление,
способствует более быстрому и продуктивному овладению данным правилом,
положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может в
определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного мышления у
детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения младшеклассников
наглядность и слово учителя.
Необходимо также
отметить, что переход на новые программы обучения в начальных классах в
значительной степени был обусловлен необходимостью более эффективного развития
у младшеклассников абстрактного мышления и необходимостью более интенсивного
общего развития ребенка. В свою очередь, разработка и введение новых программ
стали возможными в результате последних исследований ряда советских психологов,
убедительно доказавших возможность более интенсивного развития у учащихся
начальных классов отвлеченного мышления (исследования Л. В. Занкова, П. Я.
Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской, А. А. Люблинской
и др.).
Многолетние
психолого-педагогические экспериментальные исследования в области усвоения
школьниками знаний и умений по изобразительному искусству (исследования Е. И.
Игнатьева, В. С. Кузина, Н. Н. Анисимова, Г. Г. Виноградовой и др.) показали,
что учащиеся начальных классов способны усваивать гораздо более сложный
материал, чем это представлялось до последнего времени. Эти исследования легли
в основу перестройки преподавания изобразительного искусства в школе. Так,
новая программа предусматривает значительно более раннее изучение в начальных
классах ряда тем (например, изучение законов линейной и воздушной перспективы,
светотени, закономерностей композиции и цветоведения, изучение
конструктивно-анатомического строения фигуры человека для последующего
изображения ее и т. д.), усложнение отдельных учебных заданий. Причем некоторые
темы, • требующие применения обобщенных приемов мышления, по новой программе
изучаются за один год, а в некоторых случаях и на полтора-два года быстрее по
сравнению с предыдущей программой.
Большое значение
приобретает осознание школьником под влиянием обучения своих умственных
действий формирование умения обосновать свои действия, решения. Осознанные
умственные действия определяют рациональные пути решения учебного задания,
активность, самостоятельность и подвижность мышления ребенка и в конечном итоге
успешное развитие мышления.
Овладение
школьником умственными действиями, приемами учебной деятельности проходит ряд
следующих друг за другом стадий. Как свидетельствуют исследования С. Л.
Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинский, Т. Ф. Талызиной, А. А. Люблинской,
последовательность стадий в развитии мышления учащихся не выражает собой
равномерного движения вперед, одинакового для всех форм мышления и умственных
операций, для умственных действий в разных условиях и с разным материалом.
Нередко школьник, овладев конкретным действием в определенных условиях, не
может выполнить это же действие в других условиях. Такой же результат
получается, если учащийся, переходя к более сложным действиям или к более
сложному учебному материалу, использует способы действия, пригодные на более
низком уровне его выполнения. В этих случаях необходимо, чтобы в сознании
школьника была восстановлена последовательность этапов формирования умственных
действий. «Для этого, — пишет П. Я. Гальперин, — мы возвращали ребенка на
предыдущий этап формирования данного действия — почти всегда к материальной его
форме, а иногда и к объяснению задания, — и затем систематически проводили по
лестнице необходимых изменений вплоть до сознательного «действия по формуле»
(13, 201).
Мышление
школьников средних и старших классов отличается стремлением к выяснению причин
явлений реального мира. У учащихся формируется умение обосновывать свои
суждения, логически раскрывать свои умозаключения, делать обобщения, выводы.
Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому решить те или
иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и имеющийся опыт. Растет
критичность ума, учащиеся критически подходят к доказательствам, явлениям,
своим и чужим поступкам и на этой основе могут найти ошибки, определить свое
поведение и поведение товарища с морально-этической стороны. Самостоятельность,
критичность, активность мысли ведут к творческому проявлению мысли.
|
 |
 |