10.5 Развитие мышления у детей
Мышление есть
результат развития человека, развития его мыслительной деятельности. Вначале
отражение действительности во всем многообразии связей и отношений явлений,
предметов осуществляется мышлением ребенка очень несовершенно. Мышление у
ребенка возникает в тот момент, когда он впервые начинает устанавливать
простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира и правильно
действовать. Первоначальное мышление ребенка тесно связано с наглядными
образами предметов, с практическими действиями. И. М. Сеченов назвал этот этап развития
мышления этапом «предметного» мышления.
С начала
активного овладения речью мышление ребенка вступает в новую стадию развития,
более совершенную и высокую — стадию речевого мышления. Дошкольник может
оперировать некоторыми относительно абстрактными понятиями. Однако в целом
мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и
сохраняет еще очень тесную связь с практической деятельностью.
Под влиянием
обучения в школе у ребенка значительно расширяются знания и представления,
которые одновременно углубляются и становятся более содержательными, полными. В
процессе обучения ребенок овладевает целой системой основ наук. Усвоение
школьником научных понятий осуществляется постепенно, по мере накопления
знаний, умений и навыков. Для того чтобы усвоить то или иное понятие,
необходимо вскрыть его содержание, что, в свою очередь, обусловливается
наличием определенных знаний и соответствующего уровня логического мышления.
Всему этому ребенок учится в школе. Например, на уроке рисования с натуры в III
классе школьники под руководством учителя анализируют конструктивное строение
объектов, их форму, перспективные сокращения предметов и с помощью сравнения,
обобщения устанавливают общие и индивидуальные признаки в изучаемых предметах,
явлениях (рис. 87). Так у учащихся формируются понятия «конструкция предметов»,
«объем», «пропорции», «явления линейной перспективы», «холодные цвета» и т. д.
Овладевая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения
предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира,
знакомится с разными видами растений, животных, временами года, объектами живой
и неживой природы. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления
действительности, учится анализировать и обобщать, систематизировать.
Интенсивному развитию анализа и синтеза способствует целенаправленность учебных
занятий, требующих целенаправленной мыслительной деятельности. Практически в
течение всего урока мысль школьника направлена на поиск ответа на тот или иной
вопрос, поставленный перед ним. Так, с I класса школа учит детей
организованной, целенаправленной умственной деятельности, формирует умение
подчинять всю мыслительную деятельность решению конкретной задачи. Одновременно
школа учит детей переключаться, когда это нужно, с выполнения одного действия
на выполнение другого, с одной задачи на другую, что развивает гибкость,
подвижность мышления школьников. Это очень важная задача, если иметь в виду,
что у учащихся, и особенно в начальных классах, нередко проявляется инертность
мышления. Вот почему с самого начала обучения детей в школе с I класса следует
применять самые разнообразные приемы, активизирующие мыслительную деятельность
ребенка, необходимо требовать от учащихся самостоятельного и творческого решения
учебных заданий.
По мере перехода
из одного класса в другой школьники все больше знакомятся с отвлеченными
понятиями. Овладение отвлеченными понятиями означает более глубокое раскрытие
учащимися особенностей, закономерностей явления, объекта, установление
школьниками связей и отношений между предметами и явлениями и ведет к развитию
отвлеченно-абстрактного мышления. В младших классах этот процесс идет
постепенно, и медленно, и лишь с IV—V классов происходит интенсивное развитие
абстрактного мышления, что обусловлено, во-первых, итогами общего развития
мышления ребенка в процессе предыдущего обучения и, во-вторых, переходом к
систематическому усвоению основ наук, значительным расширением в средних и
старших классах абстрактного материала — абстрактных понятий, закономерностей,
теорий.
Мыслительная
деятельность младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении
словесного материала, абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и
особенностей предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер, и в
значительной степени связана с чувственным познанием.
|
 |
 |