Учебник Психологии

5.3 Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности

 

«Чувствовать, знать и уметь — полное искусство», — говорил П. П. Чистяков (62, 340). В этом высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества художника — знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно такой важный компонент в изобразительной деятельности, как «уметь». Изобразительная техника включает умения художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т. п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.

Совершенство техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в реалистическом изображении действительности (рис. 24). Но овладение изобразительной техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое значение выработке графических и живописных навыков и умений, К. П. Брюллов говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых, кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами. Между тем, вопреки этому доказанному жизненной практикой положению, отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: если он способный в живописи или графике, то не обязательно выполнять ему многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии, мастерство придет само собой — в силу таланта.

Такие мнения можно услышать нередко и среди учащейся молодежи в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствует о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой. Достаточно вспомнить творчество прославленных художников Древней Греции, художников эпохи Возрождения, художников XIV, XVII, XVIII, XIX вв. и нашего времени, чтобы убедиться в этом.

Критикуя стремления некоторых художников без особого труда овладеть мастерством, копируя манеру того или иного великого художника, П. П. Чистяков отмечал: «Чем великие мастера кончали, с этого ныне начинают. Детство, отрочество, юность и прочее оставляют в стороне и дают прямо старчество — мастерство. Представьте — мальчик, который никогда не играл на рояле, был в концерте, слышал и видел игру Рубинштейна, пришел домой и со всеми ужимками и пропусками, которые он подсмотрел, — забарабанил. Вот так и учат — барабанить. Хлопочут о самостоятельности, а все работают плохо, все на один лад».

В этом высказывании П. П. Чистякова затронут и другой, связанный с проблемой овладения мастерством важный вопрос. Это — творческая манера художника.

И чем своеобразнее, оригинальнее эти технические способы, приемы передачи действительности, тем ярче творческая индивидуальность художника. Являясь результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков, манера художника в определенной степени выражает уровень его мастерства.

Огромное мастерство прославленных художников всегда проявляется в их особой творческой манере. Причем манера каждого из них строго индивидуальна. Никогда нельзя перепутать манеры Рембрандта, Энгра, Делакруа, Жерико, Сурикова, Репина, Серова, Коровина, Врубеля, Левитана, Нестерова, Дейнеки, Пластова и др. Манера художника является как бы внешней оболочкой мастерства художника. Поэтому-то ничего не достигают те художники, которые просто пытаются подражать манере известного мастерства, не утруждая себя постоянным изучением и изображением окружающего и забывая,

[1]23
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.