5.3 Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности
«Чувствовать,
знать и уметь — полное искусство», — говорил П. П. Чистяков (62, 340). В этом
высказывании очень точно отражены составные части изобразительного творчества
художника — знания, эмоциональная сфера и умения. Рассмотрим более подробно
такой важный компонент в изобразительной деятельности, как «уметь».
Изобразительная техника включает умения художников пользоваться рисовальными и
живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических
приемов работы карандашом, углем, кистью и т. п., приемов изображения предметов
в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного
строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также
индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.
Совершенство
техники в изобразительном искусстве обусловливает высокие результаты в
реалистическом изображении действительности (рис. 24). Но овладение изобразительной
техникой требует систематического и длительного обучения. Придавая большое
значение выработке графических и живописных навыков и умений, К. П. Брюллов
говорил, что надо начинать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить
руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке
то, что чувствует. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют
целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и
живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных
правил научных положений в области изобразительного искусства (часть которых,
кстати, относится к техническим приемам). Мастерство всегда основано на
овладении специальными правилами, приемами, способами. Между тем, вопреки этому
доказанному жизненной практикой положению, отдельные художники считают не
обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и
правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: если он
способный в живописи или графике, то не обязательно выполнять ему
многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции
предметов, пластической анатомии, мастерство придет само собой — в силу
таланта.
Такие мнения
можно услышать нередко и среди учащейся молодежи в художественных заведениях.
Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров
изобразительного искусства свидетельствует о ложности такого мнения. Все лучшее
в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении
правилами, изобразительной техникой. Достаточно вспомнить творчество
прославленных художников Древней Греции, художников эпохи Возрождения,
художников XIV, XVII, XVIII, XIX вв. и нашего времени, чтобы убедиться в этом.
Критикуя
стремления некоторых художников без особого труда овладеть мастерством, копируя
манеру того или иного великого художника, П. П. Чистяков отмечал: «Чем великие
мастера кончали, с этого ныне начинают. Детство, отрочество, юность и прочее
оставляют в стороне и дают прямо старчество — мастерство. Представьте —
мальчик, который никогда не играл на рояле, был в концерте, слышал и видел игру
Рубинштейна, пришел домой и со всеми ужимками и пропусками, которые он
подсмотрел, — забарабанил. Вот так и учат — барабанить. Хлопочут о самостоятельности,
а все работают плохо, все на один лад».
В этом
высказывании П. П. Чистякова затронут и другой, связанный с проблемой овладения
мастерством важный вопрос. Это — творческая манера художника.
И чем
своеобразнее, оригинальнее эти технические способы, приемы передачи
действительности, тем ярче творческая индивидуальность художника. Являясь
результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков,
манера художника в определенной степени выражает уровень его мастерства.
Огромное мастерство
прославленных художников всегда проявляется в их особой творческой манере.
Причем манера каждого из них строго индивидуальна. Никогда нельзя перепутать
манеры Рембрандта, Энгра, Делакруа, Жерико, Сурикова, Репина, Серова, Коровина,
Врубеля, Левитана, Нестерова, Дейнеки, Пластова и др. Манера художника является
как бы внешней оболочкой мастерства художника. Поэтому-то ничего не достигают
те художники, которые просто пытаются подражать манере известного мастерства,
не утруждая себя постоянным изучением и изображением окружающего и забывая,
|
 |
 |