Учебник Психологии

Глава 15. Темперамент

У них легко выработать выдержку, хладнокровие. Однако в определенных условиях у флегматиков может развиваться безразличное отношение к труду, коллективу, к себе, ко всему окружающему. Эти безволие, лень, безучастность к окружающему ярко раскрыты И. Н. Гончаровым в образе Обломова.

Сильное и длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную реакцию, а затем и полное прекращение ее. Обычно в любой деятельности меланхолики пассивны, мало заинтересованы, чувства у них возникают медленно, внешне не выражаются, но отличаются глубиной, большой силой, длительны по времени. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются. И. П. Павлов говорил, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке при правильном воспитании люди с меланхолическим темпераментом работают очень продуктивно и отличаются глубиной, содержательностью своего эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям.

В жизни нередко очень трудно определить, к какому типу темперамента относится тот или иной человек, поскольку черты темперамента могут быть замаскированы чертами характера, сформированными под влиянием определенных условий воспитания.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.