![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
3.3 Развитие психики ребенка
Развитие психики ребенка носит исключительно сложный и противоречивый характер. Процесс развития психики ребенка представляет собой непрерывный переход, «скачки» количественных накоплений в качественные. Развитие у ребенка психических процессов, их формирование находятся в постоянной зависимости от общественных и индивидуальна, условий жизни, от его деятельности, воспитания и обучения. Воспитание и обучение являются важнейшими факторами в развитии ребенка, в процессе целенаправленного формирования его как личности. В отличие от марксистско-ленинского диалектического подхода к пониманию развития, и, прежде всего развития психики ребенка, многие буржуазные психологи стоят на неправильных, антинаучных позициях. Существуют различные разновидности этих позиций буржуазных психологов, различные антинаучные теории. Одной из наиболее распространенных является теория, утверждающая, что развитие ребенка обусловливается исключительно биологическими факторами (так называемая биологизаторская теория). Сторонники этой теории считают, что ребенок имеет наследственные, природные задатки, заложенные в организме ребенка еще до его рождения. В зависимости от этих природных предрасположений и осуществляется развитие ребенка. И нет каких-либо сил, способных изменить эти природные данные, и вообще не может быть никаких новых образований — все уже заранее предопределено, и развитие ребенка может достигнуть только заранее предопределенного для него уровня развития. Легко заметить, что в этой теории главное, первостепенное значение в развитии ребенка придается неизменной среде (наследственные данные) и игнорируется, умаляется роль обучения и воспитания, роль школы и учителя. Светские психологи считают психическое развитие ребенка результатом его активной деятельности как личности. В деятельности под руководством взрослых ребенок усваивает речь, овладевает орудиями труда. С их помощью он начинает активно познавать действительность. Предметы и явления внешнего мира, их определенные связи отношения, воздействуя на психику ребенка, определяют его поведение, влияют на его развитие. Одновременно эти внешние воздействия преломляются через внутренний мир ребенка, его опыт, знания, представления, эмоционально-волевую сферу. На основе всего этого происходит активное формирование психики ребенка, качественно совершенствуется его познавательная деятельность, доходя до уровня осмысленного, сознательного реагирования на все воздействия окружающего мира. Общение ребенка со взрослыми, со всем внешним миром служит основой для формирования у него новых нервных связей и образований, которые постепенно совершенствуются и усложняются, определяя все поведение ребенка. Следовательно, ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а те психические образования, основанные на условных связях, которые явились результатом его отношений с определенными общественными условиями, результатом его жизнедеятельности. Это лишний раз свидетельствует о ведущем значении воспитания в развитии ребенка. И. П. Павлов неоднократно указывал на то, что обучение и воспитание представляют собой процесс образования новых сложных условных связей и их систем. В результате воспитания и обучения совершенствуется и изменяется структура нервной организации ребенка, значительно увеличивается количество нервных связей, усложняются нервные процессы, ведущее положение начинает занимать вторая сигнальная система. Необходимым условием нормального развития ребенка, его психики является состояние его нервной системы, его общее физическое развитие. Очень важно, чтобы ребенок был крепким и здоровым, что создает благоприятные предпосылки для его нормального психического развития. В процессе психического развития ребенка выделяются некоторые общие закономерности формирования психики ребенка. Это, прежде всего интеграция. Интеграция представляет собой объединение как бы разрозненных вначале психических состояний ребенка в устойчивые свойства личности. Примером может служить формирование настойчивости как черты характера на основе целенаправленности действий, ответственного отношения к порученному делу, обязательного доведения до конца того или иного задания, поручения. Общей закономерностью является неравномерность развития отдельных процессов, функций и черт личности ребенка. Неравномерность развития психики проявляется во все периоды жизни. Например, в дошкольном возрасте особенно интенсивно развивается речь, в подростковом возрасте — познавательные интересы, в юношеском — логическое мышление. [1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |