![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
3.3 Развитие психики ребенкаК общим закономерностям развития психики ребенка относится пластичность, обеспечивающая, например, большую компенсацию недостаточности одних функций другими. В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются: 1) противоречие между старыми, т. е. уже достигнутыми, возможностями и новыми потребностями; 2) противоречие между старыми и новыми формами поведения; 3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее отражения в сознании человека. Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей, «такой деятельностью, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития». В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном — учение, в старшем школьном — учение и труд. В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного возраста, от отношения ребенка к окружающему миру в советской психологии приняты следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики: 1. Период младенчества — от рождения до 1 года (в этом периоде выделяется первый месяц — период новорожденности). 2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) — от 1 года до 3 лет. 3. Период дошкольного детства — от 3 до 7 лет. 4. Период младшего школьного возраста — от 7 до 10—11 лет. 5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) — от 11 до 15 лет. 6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) — от 15 до 18 лет.
Вопросы и задания 1. Расскажите об основных этапах эволюции нервной системы и психики животного мира. 2. В чем общность и различие раздражимости и чувствительности? 3. С какого момента развития нервной системы принято считать возникновение психики? 4. В чем заключается существенное отличие психики человека от психики животных? 5. Каковы основные особенности развития сознания человека? 6. Раскройте роль труда и роль языка в развитии сознания человека. 7. В чем заключается принципиальное отличие навыков и интеллектуального поведения животного от навыков и интеллектуальной деятельности человека? Раскройте это отличие на примерах. 8. Какова роль воспитания и обучения в развитии ребенка?
1[2]
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |