Учебник Психологии

3.3 Развитие психики ребенка

К общим закономерностям развития психики ребенка относится пластичность, обеспечивающая, например, большую компенсацию недостаточности одних функций другими. В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие внутренние движущие силы психического развития ребенка.

Ими являются:

1) противоречие между старыми, т. е. уже достигнутыми, возможностями и новыми потребностями;

2) противоречие между старыми и новыми формами поведения;

3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее отражения в сознании человека.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является ведущей, «такой деятельностью, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития». В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в младшем и среднем школьном — учение, в старшем школьном — учение и труд.

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного возраста, от отношения ребенка к окружающему миру в советской психологии приняты следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

1. Период младенчества — от рождения до 1 года (в этом периоде выделяется первый месяц — период новорожденности).

2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) — от 1 года до 3 лет.

3. Период дошкольного детства — от 3 до 7 лет.

4. Период младшего школьного возраста — от 7 до 10—11 лет.

5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) — от 11 до 15 лет.

6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) — от 15 до 18 лет.

 

Вопросы и задания

1. Расскажите об основных этапах эволюции нервной системы и психики животного мира.

2. В чем общность и различие раздражимости и чувствительности?

3. С какого момента развития нервной системы принято считать возникновение психики?

4. В чем заключается существенное отличие психики человека от психики животных?

5. Каковы основные особенности развития сознания человека?

6. Раскройте роль труда и роль языка в развитии сознания человека.

7. В чем заключается принципиальное отличие навыков и интеллектуального поведения животного от навыков и интеллектуальной деятельности человека? Раскройте это отличие на примерах.

8. Какова роль воспитания и обучения в развитии ребенка?

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.