Учебник Психологии

7.5 Развитие ощущений у детей

На занятиях физкультурой, танцев совершенствуются движения всего тела и отдельных его частей, развиваются ловкость и красота движений.

Рассматривая развитие ощущений у школьников, следует указать на одну закономерность. Обучение детей тому или иному учебному предмету предполагает максимальное развитие средствами данного учебного предмета (что обычно находит отражение в программах общеобразовательных предметов) тех или иных ощущений, повышения чувствительности. Вместе с тем само обучение школьников конкретным знаниям, умениям и навыкам основывается на определенном уровне развития зрительных, слуховых, двигательных ощущений. Такая неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и развития чувствительности детей объясняется их направленностью на решение одной общей задачи советской общеобразовательной школы — задачи гармонического развития личности школьника.

 

Вопросы и задания

1. Что такое ощущение?

2. Изобразите графически схему строения зрительного анализатора.

3. Что выражает собой абсолютный порог ощущения?

4. Перечислите основные закономерности ощущений.

5. Приведите примеры хроматического и ахроматического контрастов.

6. Приведите примеры картин художников, выполненных в теплом колорите.

7. Каковы физиологические основы последовательного (положительного и отрицательного) образа?

8. Расскажите о психологическом воздействии цвета на человека.

9. Каковы особенности развития ощущений у дошкольника?

10. Расскажите об отличительных особенностях развития зрительных и кинестезических ощущений у детей? Какова роль уроков изобразительного искусства в развитии этих видов ощущений?

 

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего зрительного аппарата, на световой рецептор глаза.

 

Наблюдается изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю. Такое явление принято называть адаптацией.

 

Способность человека ощущать слабые, минимальной величины раздражения называют абсолютной чувствительностью органов чувств.

 

Наблюдается усиление светлотного контраста при условии большей разницы контрастирующих цветов. Усиление же хроматического контраста происходит при равенстве или близости светлоты контрастирующих цветов.

 

Явление цветового контраста заключается в тон, что любой цвет (как ахроматический, так и хроматический) на фоне более темных цветов светлеет, а на фоне более светлых темнеет.

 

Тональностью называют соподчиненность всех цветов живописного произведения, то есть когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, ни увеличить или уменьшить по размерам для сохранения

Средний, или общий, тон группы цветов представляет собой тот оттенок цвета, который имеется во всех цветах группы, или доминирует с ней.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.