![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Глава 7.Ощущение
7.1 Общее понятие об ощущении Познавательные процессы Отражение действительности начинается с ощущений. Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на органы чувств непосредственно. Посредством ощущений человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, шероховатость, твердость и т. п. Благодаря ощущениям мы можем определить движения и положение нашего тела и его частей в пространстве. Ощущения являются начальным источником всех наших знаний о реальной действительности. «Иначе, как через ощущения, мы... ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (2, 18, 320). Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. Отражение реальности в виде образов предметов и явлений может совершаться и после прекращения действия раздражителей, и в их отсутствие в виде представлении, которые являются, следовательно, образами ранее воспринятых предметов или явлений, их конкретных свойств, качеств. Отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств, называется чувственным отражением. Это отражение знакомит нас с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знание о них. Однако многие из предметов и многие из их свойств и особенностей не воспринимаются непосредственно. Например, мы не можем видеть непосредственно атомы, а также процесс их расщепления, хотя объективность их существования не требует доказательств. В таких случаях знания получают опосредствованным путем — с помощью сравнений, обобщений, умозаключений. При этом человек обязательно основывается на том, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Это опосредствованное и обобщенное отражение реального мира называется мышлением. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное, наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы. Человек, являясь активным деятелем общественно-исторического развития, в процессе труда, в процессе той или иной деятельности изменяет наряду с внешней, природной и общественной средой и свою личность — психический склад, свою собственную физическую и духовную природу. Труд, деятельность не только обусловливают развитие все более тонких, точных ощущений и восприятий человека, развитие мышления, внимательности, наблюдательности, воображения, но и в значительной степени формируют волевые качества человека, его чувства, способности, умения и навыки, способствуют развитию интересов, склонностей. В процессе деятельности складывается характер. Все это непосредственно оказывает влияние на отражение психикой человека окружающей реальности. Подчеркивая важную роль трудовой деятельности людей в познании, следует отметить, что В. И. Ленин придавал практике огромное значение, беря ее за исходное и конечное в познании действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности», — писал В. И. Ленин. Ленинская теория отражения признает ощущение как начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. Что же такое ощущение? Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. И. П. Павлов писал: «Мы окружены массой картин, звуков и т. д., но если они не причиняют нам важного в каком-либо отношении раздражения, то мы относимся к ним безразлично, как будто они не существуют». Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. [1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |