![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
13.3 Эмоциональные состояния
Любая деятельность человека неразрывно связана с проявлением эмоций и чувств. Успех или неудача в работе вызывает положительные или отрицательные эмоции и чувства. Огромную роль играют эмоции и чувства в познавательной деятельности человека. «Без «человеческих эмоций»,— говорил В. И. Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»). Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека проявляется по-разному. В связи с этим различают активные и пассивные эмоции и чувства. Обычно активными эмоциями и чувствами являются радостные, приятные переживания, а пассивными — неприятные переживания. Но иногда одни и те же чувства и эмоции (страх, радость, горе и т. п.) могут вызывать как пассивную, так и активную реакцию человека. Например, иногда наблюдается, как радость художника, вызванная успехом его произведений на выставке, приводит к последующей пассивности художника. Значительное время такой художник наслаждается успехом и не спешит начинать следующие работы. Для другого художника аналогичный успех, наоборот, служит стимулом к дальнейшей напряженной работе. Различное действие эмоций и чувств обусловливается особенностями конкретной личности, и в частности привычной для данной личности формой поведения. Определенное значение имеют и условия конкретной ситуации, в которой возникают переживания человека. В процессе любой деятельности, в зависимости от этапа выполнения деятельности можно наблюдать еще одну противоположность в эмоциях и чувствах — напряжение или облегчение (разрешение). Состояние напряжения наблюдается в так называемые критические, т. е. решающие, моменты деятельности, которые определяют собой успех или неудачу. Такое состояние бывает у человека перед публичными выступлениями, экзаменами, какими-либо соревнованиями. Обычно состояние напряжения испытывает художник перед открытием выставки, на которой представлены его произведения. Причем это напряжение нарастает по мере приближения критических моментов, а после того, как они минуют, наступает облегчение (разрешение). Так, сам момент открытия художественной выставки, первые же положительные отзывы зрителей о картинах (скульптурах) снимают напряжение у их авторов. Точно так же снимается напряжение у учителя (даже очень опытного и много лет проработавшего в школе) после первого урока в начале учебного года. Большое значение в характеристике эмоциональных состояний имеют различия в силе и глубине их протекания. Сила эмоционального состояния определяется тем, насколько оно выражается внешне. Сила и глубина чувств характеризуются включением в эмоциональные переживания существенных, наиболее важных для человека сторон личности — его интересов, взглядов, убеждений. Глубокие чувства всегда связаны с основными жизненными отношениями человека к предметам и явлениям действительности; Сила и глубина чувств может совпадать друг с другом, а может и не совпадать. Нередко сильное, ярко выраженное чувство оказывается быстро проходящим и вскоре забывается. И наоборот, глубокое чувство часто протекает внешне незаметно, а в отдельных случаях даже не осознается человеком. Но в определенных моментах, в соответствующих условиях оно проявляет всю свою глубину. В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это — настроения, аффекты, страсти. Настроение всегда своеобразно окрашивает эмоциональную жизнь человека. Находясь в радостном настроении, человек все окружающие предметы, явления воспринимает в положительном свете, как говорят иногда, — «все видит в розовом цвете». Все то, что в обычном настроении раздражает человека, в этих условиях он не замечает, а вещи, ранее безразличные для него, вызывают радость. Плохое настроение, наоборот, вызывает раздражение всем, неудовольствие, состояние тревоги, ожидания чего-то неприятного. Настроения вызываются самыми различными явлениями и событиями действительности, имеющими определенное значение для человека. Обычными источниками настроения служат успех или неудача в работе, радостное или, наоборот, печальное известие, приятный или неприятный разговор и т. д. Большое значение имеет физическое самочувствие — бодрое или утомленное состояние. Нередко причиной настроения может послужить какая-либо, на первый взгляд, мелочь, имеющая, однако, важное значение для человека, — ласковый или осуждающий взгляд близкого человека, замечание друга, показавшееся обидным. [1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |