Учебник Психологии

13.3 Эмоциональные состояния

Часто причина настроения не осознается, и оно переживается как беспричинное, хотя на самом деле настроение всегда имеет причину.

Большое влияние на настроение человека оказывают произведения искусства. Как правило, рассматривая картины, скульптуры, зритель испытывает радость, у него поднимается настроение, появляется желание активнее трудиться, стать лучше.

Настроения могут быть различными по своей продолжительности. В связи с этим различают проходящие и устойчивые настроения. В любом случае настроение имеет свою причину. Поскольку регулятором эмоциональных переживаний является кора мозга, вполне возможна борьба с нежелательными настроениями (мрачное, раздраженное, излишне веселое, в определенных условиях мешающее сосредоточению внимания и т. д.), мешающими успешной деятельности человека и отражающимися на его поведении.

В основе возникновения аффекта всегда лежат те моменты, обстоятельства, которые играют особо важную роль в жизни человека. Физиологически аффект объясняется возникновением в коре мозга ярко выраженного очага доминантного возбуждения, сильно тормозящего нервные процессы в других участках коры. Происходит так называемое «сужение сознания», т. е. сознание направлено только на то, что вызвало аффект.

Аффективное состояние, как правило, ярко выражается внешней специфической мимикой и жестикуляцией (плач, гнев, крик, судорожные движения, хохот и т. п.). В изобразительном искусстве имеется целый ряд примеров изображения таких аффективных состояний, как гнев, отчаяние, радость, жажда победы в бою, безысходное горе, ужас: «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» И. Е. Репина, «Крестьянин в беде» М. А. Чижова, «Горе» Н. П. Богданова-Бельского, «Оборона Севастополя» А. А. Дейнеки, «Неутешное горе» И. Н. Крамского, «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого.

Аффектами трудно, но можно управлять. Чем выше моральные качества личности, чем прочнее у человека выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше имеется возможностей в управлении аффектами.

Страсть, по выражению К. Маркса, есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Страсти бывают положительные и отрицательные — это определяется общественной ценностью страсти. Если человек всю свою страсть направляет на служение обществу, народу и исходит из интересов общества, — это положительные страсти. Понятно, что служение обществу, народу должно тесно сочетаться с личными интересами человека. Если же страсть направлена на удовлетворение только личных интересов и желаний, таких, например, как жажда личной славы, страсть к стяжательству и т. п., то такую страсть следует считать отрицательной, поскольку такой человек, руководствуясь корыстными целями, способен на аморальные поступки и своими действиями наносит вред обществу.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.