![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Глава 11 Речь
11.1 Общее понятие о речи Человек живет в коллективе, в обществе. Общественные условия жизни и коллективный труд вызывают необходимость постоянного общения людей. С помощью речи люди обмениваются мыслями, идеями, передают свои настроения, чувства. Но, чтобы состоялось речевое общение, необходимо наличие общих, одинаковых средств и правил передачи мысли. Этим общим, системой правил служит язык. Вместе с тем мышление как обобщенное отражение действительности осуществляется посредством языка. Мышление — это обобщенное отражение реальности, опосредствованное словом. В этом заключается органическая связь мышления и языка. Речь как средство общения характерна только для человека, является сугубо человеческим приобретением в процессе исторического развития человека. Животные не обладают речью. Только «в человеке прибавляется, можно думать, — пишет И. П. Павлов, — специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речь» (45, 3, кн. 2, 214—215). У человека «... появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой» (45, 3, кн. 2, 345). В процессе общения друг с другом люди пользуются разнообразными словами и применяют грамматические правила того или иного языка (русского, английского, французского и т. д.). Язык — это средство общения, средство взаимного понимания, обмена мнениями, знаниями. Речь — процесс пользования языком, т. е. процесс общения, обмена мыслями, взаимного понимания. Следовательно, речь есть такая психическая деятельность, которая проявляется как средство общения людей при помощи языка. Язык — общественно-историческое, обусловленное национальными особенностями, явление. Речь — это общечеловеческое явление, вместе с тем в каждом отдельном случае речь строго индивидуальна. Эта индивидуальность объясняется разным уровнем владения языком (словарным запасом, грамматикой, фонетикой). Индивидуальность речи проявляется в ее построении, произношении и т. п. Один человек произносит звуки четко, ясно, громко, другой — невнятно, тихо, один человек говорит быстро, взволнованно, другой — медленно, не спеша, третий человек шепелявит, четвертый — картавит и т. д. Речь служит основой человеческого мышления и является выражением мыслительной деятельности личности. Тесно связана речь с чувствами. С помощью слов человек выражает свои чувства, эмоциональные состояния. Слово вызывает определенные эмоции, чувства у других людей. Слово, вторая сигнальная система, является регулятором процессов воображения, памяти, регулятором волевых усилий, всего поведения человека. Речевая деятельность представляет собой, с одной стороны, произнесение звуков языка при помощи мышечного голосового аппарата, с другой стороны, восприятие слышимых (звуковых) и видимых (письменных) речевых сигналов. В основе речи лежит сложная координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, в которой находятся три центра речи — слуховой, двигательный и зрительный. Слуховой центр (центр Вернике), обеспечивающий понимание воспринимаемых слов, расположен в левой височной доле мозга. Данная область коры называется слуховым центром речи. Если по каким-либо причинам разрушается этот центр, человек утрачивает способность различать, узнавать слова. При этом ощущение звуков у него остается. Иными словами, разрушение слухового центра речи ведет к искажению процессов восприятия и понимания чужой и собственной речи, ведет к утрате способности и умения связно, логически осмысленно говорить. Это заболевание называют словесной, или речевой, глухотой. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является всегда доминирующим по отношению к другим центрам речи. При его поражении нарушается и устная и письменная речь (чтение, письмо).
[1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |