Учебник Психологии

Глава 11 Речь

Двигательный центр (центр Брока) речи расположен в нижней лобной извилине коры больших полушарий головного мозга и формируется позднее центра Вернике. Разрушение двигательного центра речи ведет к потере способности произносить слова, хотя человек и понимает их. Человек с пораженным центром Брока может только произносить звуки в форме крика и песни без слов. Такой человек слышит и узнает слово, но не знает, не помнит, как оно произносится. Указанное заболевание вызывает нарушение и внутренней речи. Тесно связана со слуховыми центрами речи письменная речь. Письменная речь может функционировать только при участии многих центров коры — теменно-височно-затылочных отделов левого полушария. При поражении этих центров у человека теряется способность узнавать буквы, в результате чего он не может писать их, а затем и читать вслух.

Физиологические механизмы речи — временные нервные связи, образуемые в коре головного мозга в результате воздействия второсигнальных раздражителей. Второсигнальные временные связи образуются по двум направлениям. Одно направление — это образование временных связей между звуками, составляющими целые слова, и между словами, образующими целые предложения. Второе направление — это образование временных связей между элементами самой речи и теми предметами и явлениями окружающего мира, которые обозначаются соответствующими словами.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.