Учебник Психологии

2.2 Основные закономерности высшей нервной деятельности

Слова, сочетания слов, слышимые или видимые (в тексте) человеком, служат ему сигналами об определенных предметах и явлениях действительности, создавая возможности человеку обходиться без самих предметов и явлений, т. е. слова заменяют их. Слово, по выражению И. П. Павлова, есть «сигнал сигналов». Слова и словосочетания И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой в отличие от первой, которую представляют все окружающие предметы и явления. Вторая сигнальная система является продуктом исторического развития общественной жизни человека и присуща только ему, животные не имеют второй сигнальной системы.

Вторая и первая сигнальные системы у человека неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Вторая сигнальная система служит основой человеческого мышления, средством общения людей и регулятором поведения человека. Посредством второй сигнальной системы, в ее взаимодействии с первой осуществляется решающее влияние общественных условий на развитие сознания человека и обеспечивается наиболее полное отражение психикой окружающего мира.

 

ВОПРОСЫ

1- Охарактеризуйте общее строение нервной системы человека.

 2. В чем заключается рефлекторный принцип психической деятельности?

 Приведите примеры.

3. Как образуются условные рефлексы?

4. Изобразите графически схему рефлекса (рефлекторного кольца).

5. Объясните причины и условия образования временной нервной связи?

6. В каких взаимоотношениях находятся процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

7. Перечислите виды торможения. Расскажите подробно об одном из них с привлечением примеров.

8. Что такое динамический стереотип?

9. Расскажите о второй сигнальной системе. Что говорит И. П. Павлов о второй сигнальной системе?

10. В чем заключается значение научных положений И. М. Сеченова и И. П. Павлова для психологии?

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.