![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
Глава 13 Эмоции и чувства
13.1 Общее понятие об эмоциях и чувствах Эмоционально-волевые процессы Познавая действительный мир, человек проявляет определенное отношение к окружающим предметам и явлениям. Наблюдая игру последних лучей солнца на верхушках деревьев, занимаясь любимым делом, читая книги, рассматривая картины, объясняясь с товарищем, каждый человек испытывает то или иное чувство. Окружающие объекты и явления, действуя на органы чувств, вызывают эмоциональную реакцию человека, выражающуюся в различных ее проявлениях — в радости, грусти, боязни, страхе, ужасе, испуге, печали, восторге, гордости, ответственности, неловкости, удовольствии, любви, смехе, ненависти, горе и т. п. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т. д. Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности, — удовольствие, радость, восторг, любовь и т. п. Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. К ним относятся боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т. д. Эмоции и чувства являются одной из форм отражения психикой человека окружающего мира. Ф. Энгельс пишет: «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли» (1, 21, 290). Отличие эмоции и чувств от других психических процессов заключается в том, что если, например, благодаря ощущениям, восприятиям, мышлению в нашем сознании отражаются различные предметы, явления и отдельные свойства и качества, а также разнообразные связи между ними, то в эмоциональных состояниях проявляется отношение человека к тому, что познается, что делается. В каждый конкретный момент определенное отношение человека вызывает лишь то, что входит в круг его потребностей и интересов. Остальное из воспринимаемого не вызывает у него эмоциональной реакции остается для него безразличным. Эмоции и чувства проявляются у человека тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение (в самых разнообразных формах) его потребностей. При этом следует иметь в виду не только органические потребности человека (потребность в пище, воде, тепле и т. п.), но и все те многочисленные потребности, которые вытекают из условий его общественного бытия (потребность в общении, коллективе, в знаниях, в искусстве и т. п.). Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. Часто человек не осознает всей глубины и полноты охвативших его потребностей и степени их удовлетворения. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком — эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т. п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых, как правило, являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребность в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т. д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями. Следует также подчеркнуть, что если эмоции проявляются как у человека, так и у животных (естественно, значительно отличающиеся от эмоций человека), то чувства присущи только человеку. Нервно-физиологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. При этом ведущая роль принадлежит коре мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека, и, прежде всего в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменениями ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. [1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |