Глава 1 Предмет, задачи и методы психологии
Согласно ленинской
теории отражения внешний мир существует реально, вне человека, независимо от
человека и его сознания. «Существование независимо от отражающих отражаемого
(независимость от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма».
Отражение человеком действительности есть единство объективно или субъективного.
То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность
и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть сам по себе реальный
процесс, который выражается в определенном отношении человека к
действительности, в его действиях и поступках. Вместе с тем, оно субъективно,
так как реальный мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта и
преломляется через его знание, опыт, через все индивидуальные особенности его
личности. Субъективность отражения обусловливается конкретными целями и
задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение,
действительности является субъективным образом объективного мира.
Отражение человеком всего
многообразия предметов и явлений реальности и представляет собой познание этой
реальности, объективной действительности. Посредством отражения человек узнает
о различных свойствах окружающих предметов и явлениях — их форме, величине,
пространственном расположении, цветовой окрашенности и т. д. В результате
постоянного отражения реальности у человека развиваются мышление, память,
внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы,
характер, взгляды на действительность, формируются качества личности.
Психические процессы, являющиеся своеобразными формами отражения, проявляются в
активном общении человека с действительностью, в процессе его активной
деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения
психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины. Психика,
отражение действительности проявляются по-разному. Наши ощущения, восприятия,
чувства, способности, характер — все это формы отражения, различные проявления
психического. Все многообразие форм отражения можно разделить на три основные
группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства
личности.
Психические процессы включают
в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью, —
ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение.
Ощущение — это наиболее
простая форма отражения действительности, которая заключается в отражении
отдельных свойств предметов и явлений (цвет, запах, температура и т. п.),
действующих на органы чувств в данный момент.
Более высокая ступень
познания — это восприятие, представляющее собой отражение предмета, явления в
целом, в совокупности их свойств и качеств.
Самый высокий уровень
отражения, познания представлен мышлением — высшим познавательным процессом.
Основываясь на данных, полученных посредством ощущений и восприятий, мышление
раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые
недоступны простому созерцанию, но которые являются важными и составляют
сущность предметов, явлений и их взаимоотношений.
Мышление осуществляется
посредством речи, языка. Являясь формой протекания мысли, речь служит основным,
важнейшим средством общения между людьми.
Образы, знания, полученные
при непосредственном общении с предметами, явлениями действительности, могут
сохраняться длительное время и в отсутствии этих предметов и явлений. Отражение
того, что было в прежнем опыте, т. е. запечатление, сохранение и
воспроизведение чего-либо, называется памятью. ' В практической деятельности
человека знания, полученные в процессе ощущений, восприятий, мышления, как
правило, в дальнейшем перерабатываются и на основе нового сочетания, комбинации
элементов ранее воспринятого, усвоенного, создаются новые образы, идеи. Этот
активный процесс создания новых образов, которые ранее человек не воспринимал, создание
новых представлений, идей — называется воображением.
К психическим состояниям
относится прежде всего внимание, выражающееся в сосредоточенности сознания на
чем-либо конкретном, с одновременным отвлечением от всего остального. Внимание
характеризует собой активность любого познавательного процесса и является
важнейшим условием успеха познания.
Отражение внешнего мира
своеобразно преломляется в чувствах и в воле человека. Чувства — это то или
иное отношение человека к действительности, к тому, что он познает и делает.
|
 |
 |