Глава 1 Предмет, задачи и методы психологии
Общие вопросы психологии
1.1 Психология как наука
Каждая наука имеет конкретный
предмет своего изучения. Что же является предметом изучения психологии?
С давних времен человек
замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, миром предметов и
явлений (люди, природа, различные предметы) существует нематериальный,
внутренний мир человека, который обычно называют духовным миром человека.
Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь, — это образы, мысли,
чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического
отражения сложного взаимоотношения человека с действительностью, с окружающим
миром.
Психика, представляя собой
внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального
мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы Психика
отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению
реальности человек познает ее и, так или иначе, воздействует на окружающий мир.
Психику, внутренний мир
человека и изучает психология. С самого начала зарождения психологии ведется
непримиримая борьба между материалистическим и идеалистическим направлениями в
понимании и объяснении психики.
Представители
идеалистического направления признают психику как нечто независимое от материи,
первичное по отношению к материи. Психика, по их мнению, — это проявление
нематериальной, бессмертной души — «абсолютного духа», «идей» и т. п.
Идеалистическая психология отрицает зависимость психической жизни человека от
условий его жизни и воспитания, от особенностей строения его нервной системы.
Все поведение человека, его поступки, мысли, чувства, желания определяются
только душой, которая является частицей «вечной идеи» и ничего не имеет общего
с действительным, реальным миром предметов и явлений, говорят идеалисты.
Утверждая, что духовное, нематериальное является первичным, а материальное —
вторичным, идеалистическая психология прямо смыкается с религиозным учением о
сотворении мира богом.
В настоящее время в
капиталистических странах идеалистическая психология взята на вооружение
правящими классами в борьбе с прогрессивной материалистической идеологией, с
коммунистическими идеями.
В противоположность идеализму
материализм утверждает, что первичным является материя, а психика — вторичным.
Психика — продукт длительного развития материи. В истории развития мира был
период, когда психика отсутствовала. Растительный мир, неорганическая природа
психикой, сознанием не обладают, они не могут мыслить, чувствовать. Психическая
жизнь появилась лишь на определенной ступени развития материи. О том, что
психика возникла лишь на определенном этапе развития материи, свидетельствуют
данные целого ряда наук. В. И. Ленин писал: «Естествознание положительно
утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни
вообще какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло.
Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития...
Материя есть первичное, мысль, сознание, ощущение — продукт очень высокого
развития».
Психика, сознание неотделимы
от материи, но сами материальными не являются. Во второй половине XIX в.
вульгарные материалисты (Бюхтер, Фохт, Молешотт) отождествляли сознание с
материей, они утверждали, что мозг выделяет мысль, точно так же как печень
выделяет желчь. Такая вульгаризация материализма была подвергнута резкой критике
В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В. И. Ленин писал, что
«назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению
материализма с идеализмом».
Органом психики у человека
является высший отдел центральной нервной системы — головной мозг. Выдающиеся
русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли и научно обосновали
закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при
возникновении психических процессов.
Диалектический материализм
как единственно правильный, научный подход к пониманию сущности психики,
сознания основывается на признании того, что психика как свойство мозга
обладает способностью отражать окружающую действительность.
|
 |
 |