Учебник Психологии

6.3 Свойства внимания

Как свидетельствуют исследования советских психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1—5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15—20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. К свойствам внимания относится и переключение внимания. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера «деятельности, при постановке новых задач, в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

 Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

В педагогической деятельности учителя существенное значение имеет учет индивидуальных особенностей внимания школьников. Преподаватель, зная умение одних учащихся концентрировать внимание и отсутствие у них умения переключать и распределять внимание, и наоборот, умение переключать внимание и отсутствие концентрации его у других школьников, соответствующим образом построит процесс обучения, будет стремиться исправить у учеников недостатки их внимания. В этом ему поможет знание возрастных особенностей детей.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.