Учебник Психологии

Глава 12 Воображение

Н. П. Крымов говорил: «Любая фантазия должна быть основана на реальном». И дальше как яркий пример приводил творчество М. А. Врубеля: «Врубель писал фантастические сюжеты только на основе реальных впечатлений. Он кропотливо изучал природу: делал большое количество этюдов, наблюдал сумеречное состояние природы... Он шел от реальной жизни, поэтому его фантастика так выразительна» (41, 36).

Надо отметить, что основоположники марксизма считают необходимым усматривать реальную основу любых, даже самых фантастических, иллюзорных продуктов воображения человека в материальной жизненной практике людей. «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками» (1, 3, 25). , Объективная действительность служит и проверкой продуктов воображения. Так, успех или «неуспех» демонстрируемого на выставке того или иного произведения обычно является объективным критерием ценности образов воображения художников. Потребность в этой проверке вызывается тем, что воображение направлено на удовлетворение потребностей, нуждающихся в правдивом отражении окружающего мира с целью создания того, что найдет определенное место в ней. Каждый новый образ, создаваемый художником, соотносится с действительностью и в случае несоответствия отбрасывается как не отвечающий истине, подвергается исправлению, затем вновь сопоставляется с реальностью. Этот процесс соотнесения наблюдается до тех пор, пока не будет осуществлено, по мнению художника, соответствие нового образа с действительностью. Вот почему вся изобразительная деятельность художника направлена на правдивую передачу окружающего мира, и каждый художник стремится к жизненной правдивости своих художественных образов. Только в этом случае его произведения могут воздействовать на человека, а следовательно, и представлять собой практическую ценность.

Необходимо также отметить, что воображение обусловлено многими особенностями личности — индивидуальными особенностями восприятия, мышления и памяти человека, особенностями его внимания, интересов, способностей. Тесно связано воображение с волевыми качествами человека.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.