![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
9.2 Процессы памяти
Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание. Запоминание может быть непреднамеренным — непроизвольным и преднамеренным — произвольным. Для непроизвольного запоминания характерно отсутствие специальной цели запомнить. Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, оно как бы совершается само собой. Обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью, величиной, своеобразной (непривычной) формой и т. д. Непроизвольно запоминается и то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами человека. На прочность и длительность непроизвольного запоминания значительное влияние оказывает интерес. Непроизвольно запоминаются, прежде всего, те факты, события, явления, предметы, которые непосредственно связаны с целью деятельности. Благодаря непроизвольному запоминанию жизненный опыт человека постоянно расширяется, расширяются его знания и представления, причем без особых затрат волевых усилий. Произвольное запоминание — это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью — запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия, составляет конкретный план и использует другие приемы и методы более продуктивного запоминания. Любая деятельность (игровая, учебная, трудовая), обусловленная определенными целями и задачами, требует произвольного запоминания многого из того, что составляет сущность, содержание этой деятельности. Так, учебная деятельность школьников основана на произвольном запоминании разнообразных знаний, умений и навыков. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием. Произвольное запоминание осуществляется механически или осмысленно. Механическое запоминание представляет собой заучивание (часто последовательное заучивание) частей материала без осмысливания связи между ними. Ученик, механически заучив тот или иной материал, может полностью его пересказать, пересказать «точь в точь», но при первых же вопросах, требующих раскрыть содержание заученного, причинно-смысловую связь между описываемыми в тексте явлениями, предметами, событиями, запутывается и отказывается отвечать. Это объясняется тем, что материал механически запомнился, не осмыслен, не продуман как в общем содержании, так и в частях, деталях. Обычно механически школьник запоминает тогда, когда он не понимает учебный материал или ленится его осмыслить. К механическому запоминанию материала ведет и отсутствие в нем прямой смысловой связи между отдельными частями. Нередко требование педагога знать точно так, как написано в учебнике, вырабатывает у учащихся механические навыки запоминания материала. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний, требует значительного времени. Вместе с тем рациональное сочетание осмысленного запоминания с механическим дает хорошие результаты. Так, многие правила, формулы, факты необходимо предварительно осмыслить, разобраться в них, а потом заучить и по мере необходимости в дальнейшем использовать их, не затрачивая времени для повторного их осмысливания. Осмысленное запоминание основано на понимании содержания, сущности закрепляемого в памяти материала, на раскрытии их смысловых, логических связей, которые существуют между его частями. Осмысленность, а значит, и прочность запоминания во многом обусловливается свойствами личности, широтой и глубиной ее интересов, чертами характера. Для облегчения понимания изучаемого материала и процесса его запоминания применяют ряд специальных приемов. Часто используемым приемом является прием смысловой группировки материала. При этом заучиваемый материал разбивается на части, в которых выделяется наиболее главное и существенное, и затем все снова соединяется. Обучая школьников приемам запоминания, приемам рациональной подготовки к уроку, учитель должен постоянно иметь в виду, что «запоминание, основанное на понимании, во всех случаях, безусловно, продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание» (52, 140). К процессам памяти относятся узнавание и воспроизведение. [1]2
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |