Учебник Психологии

9.2 Процессы памяти

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение — это непреднамеренное воспроизведение, когда образы всплывают без усилий со стороны человека. Часто толчком для непроизвольного воспроизведения являются ассоциации. Например, увидев на выставке картину с изображением осенней природы, мы вспоминаем, что полгода тому назад видели аналогичный пейзаж на предшествующей выставке. Произвольное воспроизведение — это сознательный, преднамеренный процесс воспроизведения в памяти прошлых мыслей, чувств, впечатлений от действительности.

Произвольное воспроизведение характеризуется активностью и избирательностью. В зависимости от сложности материала, прочности сохранения его в памяти произвольное воспроизведение может протекать легко или со значительными волевыми усилиями. Активное, осмысленное воспроизведение, связанное с напряжением нервной системы, с волевыми усилиями, называется припоминанием. Воспроизведение отражает качества памяти и служит своеобразным результатом и запоминания и сохранения конкретного материала. Физиологической основой узнавания и воспроизведения служит оживление следов предшествующих возбуждений в коре головного мозга. То, что человек запоминает, не полностью сохраняется в памяти — многое забывается. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. Полное забывание закрепленного материала исключает не только воспроизведение, но и узнавание его. Неполное, частичное забывание материала наблюдается тогда, когда человек воспроизводит его фрагменты или воспроизводит ошибочно. Длительным забыванием называется забывание, когда человек не может в течение длительного периода времени припомнить, воспроизвести тот или иной материал. Значительно чаще наблюдается временное забывание, когда человек не может воспроизвести необходимый материал в нужный момент, но в дальнейшем воспроизводит его. Иногда отсроченное на некоторое время (например, на 2—3 дня) воспроизведение оказывается более полным и ярким по сравнению с воспроизведением, которое осуществляется сразу после заучивания. Такое явление называется реминисценцией. Процесс забывания происходит неравномерно — вначале (сразу после заучивания) очень быстро, затем медленнее и слабее. Физиологическая основа забывания — угасательное торможение временных нервных связей в коре головного мозга, возникающее в результате отсутствия их подкрепления.

Лучшим средством против забывания является повторение. Мудрая пословица говорит: «Повторение — мать учения». Учитывая, что забывание вначале происходит интенсивнее, следует повторять учебный материал как можно раньше, а не тогда, когда он почти полностью забыт. Важным средством борьбы с забыванием является и применение усвоенных знаний на практике, в деятельности.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.