![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
12.4 Развитие воображения у детейПричем, как показали итоги проведенного автором экспериментального исследования, решающим условием успешного развития творческого воображения у школьников на уроках изобразительного искусства является специально организованное обучение рисованию на темы, в основе которого лежит обучение рисованию с натуры (и соответственно обучение законам перспективы, светотени, цветоведения и т. п.). Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестает заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Нередко можно наблюдать, как школьник V—VI классов начинает «не любить» рисование потому, что возросший уровень требований к своему рисунку не может быть удовлетворен из-за недостатка знаний и умений в области изобразительной грамоты, из-за неумения владеть техническими приемами рисования. В среднем и старшем школьном возрасте дальнейшее развитие воображения у учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах, в студиях и технических мастерских Дворцов и Домов пионеров. На любом этапе творческой деятельности школьника учителю необходимо его поддержать, поощрить. Доброжелательное отношение учителя, руководителя студией, родителей к творческим занятиям ученика, уважение и внимание, проявленное взрослыми к результатам его творчества, послужат стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности. В старшем школьном возрасте особую роль играет активная, творческая мечта. Советские юноши и девушки хотят быть похожими на лучших людей нашей страны, в их сердцах образы Николая Островского, Зои Космодемьянской, Олега • Кошевого, Юрия Гагарина, Валентины Терешковой. Учащиеся старших классов мечтают строить электростанции, космические корабли, водить морские лайнеры, тру литься на полях нашей Родины. Заканчивая школу, юноши и девушки готовы честно трудиться на счастье всего советского народа. Советская молодежь мечтает о великих делах и трудовых подвигах и эти мечты претворяет в реальность.
Вопросы и задания 1. Что такое воображение? Чем отличается воссоздающее воображение от творческого? Подберите примеры из изобразительного искусства, раскрывающие тесную связь воображения с действительностью, практикой человека. 2. Почему Н. Н. Ге неоднократно говорил художникам: «Надо развивать в себе силу воображения»? 3. Дайте краткую характеристику художественного творчества. Что такое вдохновение? В каких взаимоотношениях находятся вдохновение и труд художника? 4. Проанализируйте процесс создания (по литературным источникам и художественным произведениям — эскизам, наброскам и т. п.) картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», Б. В. Иогансона «Допрос коммуниста» и составьте примерную схему этапов работы художников над созданием этих произведений. 5. Расскажите об отличительных чертах художественного образа. 6. Проведите следующий опыт: дайте нескольким школьникам задание за одно и то же время выполнить как можно больше эскизов (разных) на одну и ту же тему — «Как мы провели лето», «На пришкольном участке» и т. п. (этот метод называется — «методом на исчерпание творческого воображения»). Полученные эскизы проанализируйте и сделайте вывод об индивидуальных особенностях творческого воображения школьников (одни школьники могут выполнить значительное количество эскизов и разных по содержанию, что говорит о развитом у них воображении, другие — один эскиз и то неразработанный по своему содержанию и т. д.).
1[2]
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |