Учебник Психологии

5.2 Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности

В одних случаях это способствует усвоению нового навыка, в других — мешает. Благотворное влияние ранее сформированных навыков на овладение новым называется переносом навыков. Если, например, у юного художника сформировался навык выполнения быстрых набросков карандашом, то этот навык, конечно, окажет положительное влияние на овладение навыком выполнения быстрых этюдов маслом или акварелью. Отрицательное воздействие ранее сформированного навыка на усвоение нового или отрицательное воздействие формируемого навыка на уже приобретенные называется интерференцией навыков.

От умений и навыков следует отличать привычки. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека.

Привычки бывают положительные и отрицательные. Формирование таких, например, положительных привычек в изобразительной деятельности, как привычка ответственно относиться к выполнению любого (быстрого или длительного) рисунка, доводить начатую работу до конца (руководствуясь определенной задачей), привычка держать в порядке и чистоте рисовальные и живописные инструменты, привычка исправлять замеченную в рисунке или живописной работе ошибку, является важным условием успеха творческой деятельности художника. Таким же условием является одновременно и борьба с вредными, отрицательными привычками. Примером отрицательных привычек в изобразительной деятельности могут служить привычка не доводить начатую работу до конца, привычка спешить в работе, привычка изображать натурщика, смотрящего только влево (или только вправо) и т. п.

Физиологической основой привычек, как и навыков, являются динамические стереотипы, т. е. системы твердо закрепившихся временных связей.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.