![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
Учебник Психологии
|
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
|
17.2 Способности и задаткиОтносительностью преобладания сигнальных систем объясняется и тот факт, что иногда среди профессий, специфика которых обусловливает существенное преобладание, например, первой сигнальной системы встречаются специалисты с ярко выраженными чертами второй сигнальной системы в психической деятельности, и наоборот. Так, можно встретить среди художников живописца или графика с мыслительным типом высшей нервной деятельности, а среди математиков — с художественным типом. Очень важно помнить следующее — при любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей. Для выявления условий наиболее успешного формирования способностей в зависимости от их индивидуально-своеобразного проявления необходимо иметь в виду, что типологические особенности соотношения сигнальных систем легко обнаруживаются в любой деятельности (игровой, учебной, трудовой), при решении любой теоретической или практической задачи. Развитие задатков в способности возможно только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений и навыков. И не случайно о способностях судят прежде всего по уровню владения знаниями, умениями Однако способности и знания, умения — не одно и то же. Способности включают в себя такие психические свойства личности, которые в огромной мере зависят от знаний, умений, навыков, но не являются ими. Психические свойства личности, выражающие собой способности, отличаются большей прочностью, большей характерностью. Тесная, неразывная связь между способностями и знаниями, умениями человека проявляется в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений, в то время как наличие способностей содействует быстрейшему и сравнительно легкому овладению знаниями и умениями. То положение, что успешное развитие способностей возможно лишь путем специального обучения, в ходе которого происходит овладение соответствующими знаниями, умениями, находит свое выражение в общепризнанном мнении — чем раньше обнаружены способности, тем больше возможностей для их развития. Подчеркивая важнейшую, роль в развитии способностей воспитания и обучения, необходимо указать как на научно не обоснованное утверждение отдельных психологов о «всесильности воспитания» в формировании способностей. Сторонники данного утверждения считают, что все люди рождаются совершенно одинаковыми и у каждого человека можно воспитать любые способности, развить любой талант. Приверженцы этой точки зрения полностью игнорируют значение индивидуальных особенностей психического склада личности, природных данных человека, врожденных анатомо и психофизиологических особенностей организма. Существование точки зрения о «всесильности воспитания» среди отдельных советских психологов и живучесть предрассудка о врожденности способностей в нашем обществе объясняются рядом причин. Основная из них заключается в том, что способности, которые являются сложными психическими свойствами личности, значительно труднее исследовать, чем многие другие психические свойства личности и психические процессы (например, характер, ощущения, восприятие, внимание, навыки). В результате способности, как общие, так и специальные, недостаточно глубоко изучены, что мешает борьбе с неверными взглядами на природу и развитие способностей. Вот почему очень важно, чтобы советский учитель, решая задачу всестороннего развития личности школьника, развития его способностей и творческих возможностей, опирался на научно обоснованное и общепризнанное в марксистско-ленинской психологии положение, провозглашающее, что способности представляют собой «сплав» природного и приобретенного.
1[2]
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |