14.2 Характеристика волевого действия
В любое действие
всегда включается воля, волевой контроль. Но в зависимости от характера
действия этот контроль может выражаться по-разному. Если действие новое,
трудное, требует значительных волевых усилий, волевой контроль проявляется
ярко. При обычных автоматизированных действиях воля выражается слабо. В
аффективных состояниях действия могут полностью исключать волевой контроль.
Волевые действия
разделяют на простые и сложные. Например, вы заметили, что у идущего впереди
вас мужчины из папки выпала газета. У вас тут же возникает мысль-решение
«поднять и передать газету». Вы поднимаете газету, догоняете мужчину и отдаете
ему газету. В этом примере ярко выражены указанные выше два звена волевого
действия — постановка цели и исполнение. Подобные действия не характеризуют
воли человека. В условиях повседневной жизни, многократных повторений они
автоматизируются и переходят в непреднамеренные акты.
Уровень
сформированности воли человека характеризуют сложные волевые действия и
поступки. Успешная сдача экзамена по «нелюбимому» предмету, осуществление мечты
— поступление на физико-математический факультет института, завоевание звания
чемпиона на спортивных соревнованиях, изготовление какого-либо предмета
(например, вешалки, табурета, приемника и т. п.) своими руками, овладение новой
профессией — все эти сложные волевые действия ярко свидетельствуют о воле
конкретной личности. Стимулом осознанных волевых действий, поведения человека
могут служить самые различные потребности (как физиологические, так и
социальные). Вначале потребность отражается в сознании в виде влечения, еще не
ясного и нечеткого. Постепенно, по мере возрастания потребности влечение
переходит в желание. Желание — это образное, существующее в сознании содержание
потребности, выступающее стимулом к действию.
Постановка цели в
сложном волевом действии означает осознание человеком своих потребностей,
мотивов поведения. Причем на уровне влечения, когда человек еще ясно не
представляет себе как объекта влечения, так и характера возникших побуждений,
целей, средств удовлетворения потребности, поступок еще не совершается. Осознанным
мотивом является желание. Желание выражает собой хорошо осознанный мотив. На
уровне желания четко осознается как сама потребность, так и тот предмет,
который может удовлетворить эту потребность. Завершающим моментом постановки
цели служит принятие решения.
Необходимо
отметить, что постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило,
наоборот, сопровождается борьбой мотивов. Эта борьба мотивов обусловливается не
только тем, что основой мотивов служат самые различные потребности, но и тем,
что они по-разному отражаются в сознании людей. В борьбе высших мотивов с
низшими формируется воля человека. Например, принятие школьником решения: идти
с товарищем кататься на коньках или готовить уроки — означает борьбу мотивов
разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от катания и
необходимостью выполнить домашнее учебное задание) и требует значительных
волевых усилий.
После определения
и постановки цели происходит планирование исполнения. Человек решает новую
задачу — найти самый правильный и короткий путь к достижению цели. Этот этап
характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением всех условий, в
которых должно протекать действие. Иногда наблюдается «борьба планов». В любом
случае необходимо хорошо обдумать все действия, заранее запланировать процесс
их выполнения.
Однако при всем
значении постановки цели и планирования решающим является исполнение. Только
при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы
говорим о его силе воли, о волевых качествах его личности. Как и
предварительные этапы, исполнение сопровождается борьбой с целым рядом
препятствий. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует
о наличии высокого уровня воли у данной личности, характеризует ее целеустремленность,
решительность и настойчивость.
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |