Глава 8 Восприятие
8.1
Общее понятие о
восприятии
Человек получает
знания об окружающей действительности не только через ощущения, но и через
восприятия. Являясь звеньями единого процесса чувственного познания, обе эти
формы отражения реальности неразрывно связаны друг с другом. Вместе с тем и
ощущения и восприятия имеют свои отличительные особенности. В результате
ощущения мы получаем знания об отдельных свойствах и качествах предметов, а в
результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления.
Садясь за
школьную парту, ученик видит коричневый цвет парты, ее прямоугольные формы,
ощущает твердость дерева, из которого сделана парта, гладкую поверхность крышки
парты, т. е. посредством ощущения ученик определяет отдельные свойства парты.
Одновременно, как только школьник подошел к парте, у него возникает целостный
образ парты, образ нарты в совокупности всех ее свойств — конструкции, цвета,
твердости материала, т. е. того, что и определяет собой данный объект — парту.
Рисуя с натуры
грушу, ученик обращает внимание на зеленовато-желтый цвет груши, ее величину,
округлую форму, пространственное положение, душистый запах. И вместе с тем эти
качества груши воздействуют не изолированно друг от друга, а в сочетании, в
единстве — в процессе изучения натуры и ее изображения у школьников формируется
целостный образ груши как объекта, характеризующегося определенной формой,
цветом, весом, запахом, вкусом. И достаточно потом сказать учащемуся слово
«груша», как в его памяти возникает этот целостный образ груши.
Физиологическую
основу восприятия составляет тесное взаимодействие различных анализаторных
систем или отдельных частей одною и того же анализатора и образование на основе
этого условных рефлексов на комплексные раздражители. В результате у человека
возникает более или менее сложный образ предмета или явления в целом.
Восприятие
выражается совокупностью разнообразных ощущений и протекает в едином процессе
познания одновременно с ощущениями, но не сводится к простой сумме ощущений. Восприятие
— сложны, психический процесс, который определяется конкретными сочетаниями и
взаимодействиями различных ощущений, что в свою очередь зависит от своеобразия
связей и отношений различных свойств, качеств, сторон, частей предметов и
явлений.
В процесс
восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний,
представлений. Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы
невозможен сам процесс познания, так как без соотнесения человеком
воспринимаемых предметов, явлений, их частей с ранее виденными предметами,
явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте,
нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого. Восприятие тесно связано
с языком. Эта связь выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе
восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий,
мыслительных операций, суждений и умозаключений. Таким образом, восприятие,
являясь своего рода связующим звеном между ощущением и мышлением в едином
процессе познания, представляет собой сравнительно более высокий по отношению к
ощущению уровень чувственного познания.
В соответствии с
преобладающей ролью одного из анализаторов, участвующих в акте восприятия,
восприятия делятся на зрительные, слуховые, осязательные и др. Если два или
несколько анализаторов участвуют в восприятии без преимущественного
преобладания одного из них, возникают сложные, комбинированные восприятия. В
психологии восприятия различают непреднамеренные и преднамеренные.
Такое восприятие
обычно вызывается яркой внешностью объекта, громкими звуками, наличием интереса
у человека к воспринимаемому объекту.
В этом случае
человек не просто смотрит, а разглядывает, не просто слушает, а внимательно
прислушивается. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено
задачами, спецификой той или иной деятельности, интересами, потребностями
человека.
[1]
|
 |
 |