16.4 Пути формирования характера у детей
Начало формирования характера
намечается в дошкольном возрасте. Уже в этом возрасте закладываются
предпосылки, намечаются контуры будущего характера человека. Дошкольный период
жизни ребенка является важным этапом в воспитании ребенка, в развитии его как
личности. В I класс дети приходят с уже относительно сложившимися привычными
нормами поведения, с привычной системой отношений к предметам я явлениям
действительности. Начало обучения в школе значительно перестраивает привычный
образ жизни, всю деятельность ребенка. Школа, учеба предъявляют к ребенку новые
требования, существенно изменяя его отношения с действительностью. Ребенок
начинает осознавать себя как полноправный член коллектива, с которым считаются
товарищи, взрослые (учителя, родители). Изменение отношения к ребенку со
стороны взрослых, родителей ведет за собой изменение отношения ребенка к
товарищам, взрослым, к самому себе. Учение, являясь новой ведущей деятельностью
семилетнего ребенка, обусловливает возникновение и новых мотивов, связанных с
учебной деятельностью, — мотивов ответственности, добросовестности, долга,
интереса.
Целенаправленное воспитание
детей в процессе обучения в общеобразовательной школе позволяет активно
формировать их характер, дает возможность педагогу изменить и ликвидировать
отрицательные черты их характера и привить положительные. Каждый учитель должен
знать пути воспитания характера школьника, основными из которых являются
следующие.
1. Формирование у школьников
коммунистического мировоззрения, убеждений как основы характера.
2. Организация учебной,
игровой и трудовой деятельности учащихся.
3. Создание дружного и
целенаправленного коллектива (классного, школьного).
4. Воспитательное значение
примера людей.
5. Воспитательное влияние
искусства и литературы.
6. Самовоспитание.
Уже в начальных классах
школьник постепенно усваивает моральные требования, которые ему следует
соблюдать как члену социалистического общества. Во время бесед, в процессе
чтения художественной литературы, в результате эмоционально-эстетического
воздействия зрительно-слуховых образов ученик усваивает определенные нормы
поведения, общественные отношения (доступные его возрасту). Знания,
представления школьников о действительности значительно расширяются. Учащийся
знакомится с героическими делами советских людей, их трудовыми и ратными
подвигами, знакомится с грандиозным размахом их дел, благородными,
нравственно-красивыми поступками, он восхищается ими и сам мечтает стать таким.
Усвоенные школьниками моральные нормы и требования закрепляются и принимают
действенный характер лишь благодаря практическому опыту. Включение учащегося в
практические дела (общественные поручения в школе — выпуск стенгазеты, полив
цветов, художественное оформление выставки, помощь дома, помощь товарищам),
контроль за их выполнением, коллективное обсуждение — все это служит
фундаментом для приобретения школьниками морального опыта, закрепления опыта поведения,
переходящего в черту характера. Особо важную роль в воспитании у школьников
коммунистической направленности, научного мировоззрения и идейной убежденности
как основы формирования характера играет пионерская и комсомольская
организации.
Вопросы и задания
1. Дайте определение
характера человека.
2. Какова структура
характера? Перечислите свойства характера.
3. Можно ли формировать новые
черты характера? Назовите условия изменения черт характера.
4. Подберите примеры
поступков, где в яркой форме проявились бы черты характера, выражающие
отношение личности к труду, к обществу, к другим людям, к самому себе.
5. Раскройте общее и
индивидуальное в характере. В чем они выражаются и в каких взаимоотношениях
находятся?
6. Каковы основные пути
формирования характера школьника?
7. Раскройте на примере (из
жизни, литературы) роль коллектива на формирование школьника
[1]
|
 |
 |