Учебник Психологии

16.4 Пути формирования характера у детей

Начало формирования характера намечается в дошкольном возрасте. Уже в этом возрасте закладываются предпосылки, намечаются контуры будущего характера человека. Дошкольный период жизни ребенка является важным этапом в воспитании ребенка, в развитии его как личности. В I класс дети приходят с уже относительно сложившимися привычными нормами поведения, с привычной системой отношений к предметам я явлениям действительности. Начало обучения в школе значительно перестраивает привычный образ жизни, всю деятельность ребенка. Школа, учеба предъявляют к ребенку новые требования, существенно изменяя его отношения с действительностью. Ребенок начинает осознавать себя как полноправный член коллектива, с которым считаются товарищи, взрослые (учителя, родители). Изменение отношения к ребенку со стороны взрослых, родителей ведет за собой изменение отношения ребенка к товарищам, взрослым, к самому себе. Учение, являясь новой ведущей деятельностью семилетнего ребенка, обусловливает возникновение и новых мотивов, связанных с учебной деятельностью, — мотивов ответственности, добросовестности, долга, интереса.

Целенаправленное воспитание детей в процессе обучения в общеобразовательной школе позволяет активно формировать их характер, дает возможность педагогу изменить и ликвидировать отрицательные черты их характера и привить положительные. Каждый учитель должен знать пути воспитания характера школьника, основными из которых являются следующие.

1. Формирование у школьников коммунистического мировоззрения, убеждений как основы характера.

2. Организация учебной, игровой и трудовой деятельности учащихся.

3. Создание дружного и целенаправленного коллектива (классного, школьного).

4. Воспитательное значение примера людей.

5. Воспитательное влияние искусства и литературы.

6. Самовоспитание.

Уже в начальных классах школьник постепенно усваивает моральные требования, которые ему следует соблюдать как члену социалистического общества. Во время бесед, в процессе чтения художественной литературы, в результате эмоционально-эстетического воздействия зрительно-слуховых образов ученик усваивает определенные нормы поведения, общественные отношения (доступные его возрасту). Знания, представления школьников о действительности значительно расширяются. Учащийся знакомится с героическими делами советских людей, их трудовыми и ратными подвигами, знакомится с грандиозным размахом их дел, благородными, нравственно-красивыми поступками, он восхищается ими и сам мечтает стать таким. Усвоенные школьниками моральные нормы и требования закрепляются и принимают действенный характер лишь благодаря практическому опыту. Включение учащегося в практические дела (общественные поручения в школе — выпуск стенгазеты, полив цветов, художественное оформление выставки, помощь дома, помощь товарищам), контроль за их выполнением, коллективное обсуждение — все это служит фундаментом для приобретения школьниками морального опыта, закрепления опыта поведения, переходящего в черту характера. Особо важную роль в воспитании у школьников коммунистической направленности, научного мировоззрения и идейной убежденности как основы формирования характера играет пионерская и комсомольская организации.

 

Вопросы и задания

1. Дайте определение характера человека.

2. Какова структура характера? Перечислите свойства характера.

3. Можно ли формировать новые черты характера? Назовите условия изменения черт характера.

4. Подберите примеры поступков, где в яркой форме проявились бы черты характера, выражающие отношение личности к труду, к обществу, к другим людям, к самому себе.

5. Раскройте общее и индивидуальное в характере. В чем они выражаются и в каких взаимоотношениях находятся?

6. Каковы основные пути формирования характера школьника?

7. Раскройте на примере (из жизни, литературы) роль коллектива на формирование школьника

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.