Учебник Психологии

7.2 Основные закономерности ощущений

Как мы видим, зрительная адаптация к свету происходит значительно быстрее, чем адаптация к темноте.

Если темновая адаптация есть повышение чувствительности глаза, то световая адаптация представляет собой снижение чувствительности органа зрения. Человек «слепнет» после перехода из темноты на свет по причине высокой чувствительности глаза, адаптированного до момента перехода на свет к темноте, и начинает различать предметы на свету только при уменьшении чувствительности глаза. Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, а на красном — зеленоватым. После горького вкусового ощущения обычная водопроводная вода кажется сладкой.

Способность анализаторов различать раздражения изменяется и при взаимодействии разных видов ощущений.

Физиологической основой изменения чувствительности анализаторов являются корковые связи между анализаторными системами, что в значительной мере объясняется законом одновременной индукции.

Значительные работы в области исследования влияния звуковых, обонятельных, вкусовых и т. п. раздражителей на зрительную чувствительность проведены советскими учеными П. П. Лазаревым, К. X. Кекчеевым, С. В. Кравковым. В результате этих исследований было выяснено, что чувствительность зрения повышается при слабом охлаждении кожи, при негромких звуках. Причем действия слуховых раздражителей способствуют повышению чувствительности к синим и зеленым цветам и вместе тем снижают чувствительность к красным цветам. Слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Часто обонятельные ощущения определяют вкусовые — ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит. Наблюдается также влияние музыки на вкусовые ощущения. Взаимодействие зрительных и слуховых ощущений часто наблюдается в изобразительной деятельности. Не случайно многие художники любят слушать музыку, а подчас являются и исполнителями — музыка способствует лучшему «прочувствованию» того или иного образа картины, общего- настроения, колорита, содержания композиции художественного произведения, обостряет зрение. Так, по воспоминаниям современников, художник И. И. Левитан очень любил слушать музыку во время своей работы, и при писании, например, картины «Над вечным покоем» постоянно слушал музыку Бетховена.

В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, в других — снижение ее, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности.

Часто в случае нарушения деятельности одного анализатора наблюдается повышение чувствительности других. Происходит своеобразная компенсация: человек потерял слух — обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О высоком уровне развития чувствительности одних анализаторов при полной потере чувствительности других свидетельствует жизнь и деятельность слепых, глухих и слепо-глухих. Ярким примером может служить О. И. Скороходова. Сказанное лишний раз подтверждает то, что чувствительность того или иного анализатора во многом зависит от характера деятельности человека, от упражнений. Так, глаз художника намного тоньше замечает различные оттенки светотени, цвета, очертания формы по сравнению с глазом музыканта, тогда как у музыканта более тонкий слух, чем у художника.

Взаимосвязь ощущений может проявляться и в так называемой синестезии.

Широко известным примером синестезии является «цветной слух». У людей с «цветным слухом» звуковые ощущения (тон, шум, музыкальный аккорд) вызывают зрительные ощущения в виде зрительного образа. Цветным слухом отличались композитор Скрябин, латвийский художник Чюрленис.

Явление синестезии часто наблюдается у художников. В процессе графической или живописной передачи материала (фактуры), блестящей или шероховатой поверхности изображаемого объекта зрительные ощущения этих свойств предметов у художников обычно вызывают тактильные ощущения, художник как бы чувствует руками мате­риал, из которого сделан данный предмет, ощущает гладкую, скольз­кую поверхность или, наоборот, шероховатую, пористую поверх­ность и т. д.

1[2]3
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.