Учебник Психологии

Глава 17.Способности

17.1 Общее понятие о способностях

Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. В Программе КПСС задача всестороннего развития способностей и гармонического развития личности провозглашается как одна из важнейших на современном этапе строительства коммунизма в нашей стране.

Когда мы говорим о способностях, то всегда имеем в виду способности к чему-либо определенному — к математике, литературе, изобразительному искусству, музыке, конструированию и т. п. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются в большинстве видов человеческой деятельности. Таким образом, способности человека подразделяются на два основных вида: специальные и общие. Специальные способности, ввиду специфических особенностей конкретной деятельности, характеризуются определенными, присущими только данному виду способностей чертами. Вместе с тем способности к конкретной деятельности имеют много общего с другими специальными способностями. Это общее заключается прежде всего в том, что, например, способности к изобразительной деятельности, как и любые другие, являются продуктом исторического развития человека. Способности к изобразительной деятельности в историческом плане развивались в процессе труда, направленном на удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребностей человека было художественное украшение предметов быта,, орудий труда, оружия.

 Многочисленные раскопки курганов наглядно свидетельствуют о том, что предки современного человека, как только научились изготовлять первую, еще очень примитивную по своим очертаниям и формам посуду, сразу же стремились как-то украсить ее. Переселяясь в новую пещеру, человек спешил украсить ее стены изображениями животных, сценами охоты и т. д.

И для того чтобы украсить посуду пусть даже самым простым, но часто очень выразительным орнаментом, состоящим из волнообразных линий, кружочков, треугольников, необходим был значительный труд человека. Постепенно, по мере дальнейшего развития и совершенствования всего уклада жизни человека усложнялась и специфика художественного труда. Одновременно развивались и те психические свойства человека, которые служили условием успешного выполнения изобразительной деятельности. Совершенствование изобразительного искусства в немалой мере служило условием интеллектуального и эстетического развития человека, его познавательных возможностей и чувств.

По мере исторического развития человечества менялось и содержание понятия «художественные способности». Развитие изобразительного искусства служило важнейшим условием развития художественного зрения. Следует подчеркнуть, что развитие художественных способностей, как и других способностей, в огромной мере определяется историческими условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писали Марже и Энгельс, — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Пробуждение задатков, развитие всех способностей человека, выявление индивидуального своеобразия способностей личности осуществляется в коллективе. На важную роль коллектива в формировании способностей указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, которые отмечали, что только в коллективе человек получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.