Глава 17.Способности
17.1 Общее понятие о
способностях
Успешная деятельность
человека во многом определяется степенью развития и формирования его
способностей. В Программе КПСС задача всестороннего развития способностей и
гармонического развития личности провозглашается как одна из важнейших на
современном этапе строительства коммунизма в нашей стране.
Когда мы говорим о
способностях, то всегда имеем в виду способности к чему-либо определенному — к
математике, литературе, изобразительному искусству, музыке, конструированию и
т. п. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с
тем есть такие способности, которые проявляются в большинстве видов
человеческой деятельности. Таким образом, способности человека подразделяются
на два основных вида: специальные и общие. Специальные способности, ввиду
специфических особенностей конкретной деятельности, характеризуются
определенными, присущими только данному виду способностей чертами. Вместе с тем
способности к конкретной деятельности имеют много общего с другими специальными
способностями. Это общее заключается прежде всего в том, что, например,
способности к изобразительной деятельности, как и любые другие, являются
продуктом исторического развития человека. Способности к изобразительной
деятельности в историческом плане развивались в процессе труда, направленном на
удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребностей человека было
художественное украшение предметов быта,, орудий труда, оружия.
Многочисленные раскопки
курганов наглядно свидетельствуют о том, что предки современного человека, как
только научились изготовлять первую, еще очень примитивную по своим очертаниям
и формам посуду, сразу же стремились как-то украсить ее. Переселяясь в новую
пещеру, человек спешил украсить ее стены изображениями животных, сценами охоты
и т. д.
И для того чтобы украсить
посуду пусть даже самым простым, но часто очень выразительным орнаментом,
состоящим из волнообразных линий, кружочков, треугольников, необходим был
значительный труд человека. Постепенно, по мере дальнейшего развития и
совершенствования всего уклада жизни человека усложнялась и специфика
художественного труда. Одновременно развивались и те психические свойства
человека, которые служили условием успешного выполнения изобразительной
деятельности. Совершенствование изобразительного искусства в немалой мере
служило условием интеллектуального и эстетического развития человека, его
познавательных возможностей и чувств.
По мере исторического
развития человечества менялось и содержание понятия «художественные
способности». Развитие изобразительного искусства служило важнейшим условием
развития художественного зрения. Следует подчеркнуть, что развитие
художественных способностей, как и других способностей, в огромной мере
определяется историческими условиями жизни человека, практической потребностью
общества в результатах изобразительной деятельности. «Удастся ли индивиду вроде
Рафаэля развить свой талант, — писали Марже и Энгельс, — это целиком зависит от
спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных
им условий просвещения людей». Пробуждение задатков, развитие всех способностей
человека, выявление индивидуального своеобразия способностей личности
осуществляется в коллективе. На важную роль коллектива в формировании
способностей указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, которые отмечали, что только в
коллективе человек получает средства, дающие ему возможность всестороннего
развития
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |