9.3 Виды и индивидуальные различия памяти
Память каждого
человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с тем имеет
свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек
с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет
предметов, звуки, лица, цифры и т. п. Очень часто в психической деятельности
людей с наглядно-образным типом памяти наблюдается относительное преобладание
первой сигнальной системы. При словесно-отвлеченном типе памяти лучше
запоминается словесный, нередко абстрактный материал — понятия, определения,
формулы, словесные формулировки, символические изображения предметов
действительности. У людей, отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти,
преобладает вторая сигнальная система. Эмоциональный тип памяти означает
сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Некоторые люди
бледнеют при одном воспоминании о пережитом страхе или, наоборот, краснеют при
воспоминании о поступке, который ранее привел к переживанию чувства стыда.
Многие люди
одинаково хорошо запоминают и наглядно — образный и словесно-отвлеченный
материал, и вместе с тем отличаются хорошей памятью на чувства.
В зависимости от содержания
запоминаемого материала, от степени участия тех или иных анализаторов в
процессе запоминания и воспроизведения различают следующие виды памяти:
зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой,
зрительно-двигательный, слухо-двигательный и т. д.). Названные виды памяти
означают, что одни люди лучше и быстрее запоминают зрительно, другие — на слух,
третьи — при помощи двигательных ощущений и т. п. «Чистые» виды памяти
наблюдаются очень редко. Чаще всего встречается смешанный вид. Индивидуальные
различия памяти обусловливаются индивидуальными особенностями личности и
зависят от специфики деятельности человека. Своеобразие развития анализаторов
определяет тот или иной вид памяти. Например, у художника, под воздействием
постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно
воспринимаемых предметов, как форма, цвет, пространство, как правило,
исключительно сильно бывает развита зрительная память. Музыканты отличаются
хорошей слуховой памятью.
В процессе
формирования личности, под влиянием условий жизни, деятельности развиваются и
изменяются все виды памяти. Успешное выполнение учебно-воспитательных задач,
поставленных перед общеобразовательной школой, требует, чтобы педагог хорошо
знал индивидуальные особенности памяти своих учеников. Это необходимо для того,
чтобы учитель, с одной стороны, опирался в учебном процессе на сильные стороны
памяти школьников, а с другой стороны, развивал слабые стороны памяти,
добиваясь таким образом полноценного, равномерного развития памяти, этого
важнейшего психического процесса.
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |