Учебник Психологии

9.3 Виды и индивидуальные различия памяти

Память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с тем имеет свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет предметов, звуки, лица, цифры и т. п. Очень часто в психической деятельности людей с наглядно-образным типом памяти наблюдается относительное преобладание первой сигнальной системы. При словесно-отвлеченном типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал — понятия, определения, формулы, словесные формулировки, символические изображения предметов действительности. У людей, отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Эмоциональный тип памяти означает сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств. Некоторые люди бледнеют при одном воспоминании о пережитом страхе или, наоборот, краснеют при воспоминании о поступке, который ранее привел к переживанию чувства стыда.

Многие люди одинаково хорошо запоминают и наглядно — образный и словесно-отвлеченный материал, и вместе с тем отличаются хорошей памятью на чувства.

В зависимости от содержания запоминаемого материала, от степени участия тех или иных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения различают следующие виды памяти: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухо-двигательный и т. д.). Названные виды памяти означают, что одни люди лучше и быстрее запоминают зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений и т. п. «Чистые» виды памяти наблюдаются очень редко. Чаще всего встречается смешанный вид. Индивидуальные различия памяти обусловливаются индивидуальными особенностями личности и зависят от специфики деятельности человека. Своеобразие развития анализаторов определяет тот или иной вид памяти. Например, у художника, под воздействием постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно воспринимаемых предметов, как форма, цвет, пространство, как правило, исключительно сильно бывает развита зрительная память. Музыканты отличаются хорошей слуховой памятью.

В процессе формирования личности, под влиянием условий жизни, деятельности развиваются и изменяются все виды памяти. Успешное выполнение учебно-воспитательных задач, поставленных перед общеобразовательной школой, требует, чтобы педагог хорошо знал индивидуальные особенности памяти своих учеников. Это необходимо для того, чтобы учитель, с одной стороны, опирался в учебном процессе на сильные стороны памяти школьников, а с другой стороны, развивал слабые стороны памяти, добиваясь таким образом полноценного, равномерного развития памяти, этого важнейшего психического процесса.

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.