Учебник Психологии

Глава 6 Внимание

6.1          Общее понятие о внимании

В каждый конкретный момент изобразительного процесса художник ясно воспринимает только некоторые предметы, явления или их свойства, остальное им не воспринимается или воспринимается, но смутно, не четко. Во время изобразительной деятельности сознание художника всегда направлено на что-нибудь конкретное, определенное. Такое же состояние психики, сознания художника характерно и тогда, когда художник не стоит перед холстом или скульптурой, а находится в обычных житейских условиях, припоминает что-то, воображает, думает о чем-либо. Сказанное относится и к человеку любой другой профессии.

Особую роль играет внимание в учебной работе школьника. Сосредоточенность, направленность психики, сознания учащегося на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности — во время объяснения учителем правила, чтения рассказа, по ходу решения школьником математической задачи, во время диктанта, рисования, выполнения физического упражнения, в процессе повторения учебного материала. Нередко непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных учебных заданий, неумение начинать и последовательно вести работу над заучиванием текстов, выполнением рисунков, технических изделий объясняются не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабостью сообразительности, не плохой памятью (как это нередко считается), а недостатком внимания.

Внимание — важное условие успеха познания художником окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий художника на изучение того или иного объекта, явления. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира (59, 10, 22). Физиологически внимание объясняется концентрацией возбуждения в определенных участках коры мозга в очаге оптимальной возбудимости (явление, открытое И. П. Павловым) при одновременном торможении остальных участков коры. Согласно закону отрицательной индукции возбуждение одних участков коры вызывает торможение в других ее участках. Причем очаг оптимальной возбудимости постоянно перемещается из одних участков коры мозга в другие. Тот участок, который находился недавно в состоянии оптимальной возбудимости, оказывается через определенное время в заторможенном состоянии, и, наоборот, в тех участках, где до этого было торможение, возникает возбуждение, появляется новый оптимальный очаг возбуждения.

Как правило, состояние внимания ярко выражается внешне: в мимике, в движениях. По этим внешним признакам можно легко определить предмет или явление, на которые направлено внимание. Причем часто мимика, позы, выражающие состояние нервной деятельности, связанной с вниманием, бывают специфическими для того или иного вида деятельности человека, зависят от условий, в которых находится человек.

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.