Учебник Психологии

Глава 9 Память

9.1        Общее понятие о памяти

Образы предметов и явлений, сформированные в процессе ощущений и восприятий, а также связанные с ними действия, чувства, мысли могут быть воспроизведены впоследствии в отсутствие самих предметов и явлений, т. е. в памяти.

Память имеет важное значение в жизни и деятельности человека. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Формирование любого навыка, умения немыслимо без закрепления в памяти отдельных способов действий, их направленности. Без участия памяти невозможно познание действительности, так как уже в процессе восприятия человек соотносит непосредственно воспринимаемое с теми знаниями, тем опытом, которые сохранились у него в памяти. Потеря памяти ведет к распаду личности. Физиологическая основа процессов памяти — образование и закрепление временных связей в коре головного мозга с последующим их оживлением (актуализацией). Временные нервные связи, которые обычно называются ассоциациями, являются отражением реальных связей предметов и явлений действительности. Различают простые и сложные ассоциации.

В свою очередь простые ассоциации делятся на три вида ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту.

Ассоциации по смежности проявляются в связи объектов или явлений, находящихся рядом в пространстве или следующих по времени друг за другом. Воспоминание и запоминание одного из них ведет к воспоминанию и запоминанию других, расположенных рядом или следующих за первым. Например, вспомнив какую-либо улицу города, мы сразу же вспоминаем магазины, расположенные на этой улице, кинотеатр, расположенный на углу улицы, сквер, пересекающий эту улицу, знакомых, живущих на данной улице. Ассоциации по сходству проявляются в установлении связи между объектами или явлениями, имеющими сходство. Например, воспоминание одного из них вызывает в памяти другие, имеющие сходные черты. Увидев на улице мужчину невысокого роста, худощавого, в черном пальто с коричневым воротником, вы сразу вспоминаете своего друга, который тоже невысокого роста, худощавый и носит черное пальто с коричневым воротником. Увиденная на очередной художественной выставке картина, изображающая солнечный мартовский день в сельской местности, сразу же заставляет вспомнить картину И. И. Левитана «Март».

Ассоциации по контрасту проявляются в установлении связей между прямо противоположными предметами, явлениями. Воспоминание и запоминание одного из них ведет к воспоминанию и запоминанию другого, противоположного первому. Так в тихий, безветренный день в степи в нашей памяти возникает шум морского прибоя. Холодный, изумрудно-сине-фиолетовый колорит картин В. И. Сурикова легче запоминается по контрасту с теплым, пламенеющим красно-золотистым колоритом картин И. Е. Репина. Сложные ассоциации, представляя собой установление причинно-следственных связей, отражают наиболее важные, существенные связи между предметами и явлениями. Так, рассказывая на уроке изобразительного искусства о картине И. Е. Репина «Не ждали»

, ученик V класса не просто перечисляет действующих лиц и художественные средства, но и вспоминает факты из биографии художника, историческую эпоху, в которой работал И. Е. Репин, причины, побудившие великого русского художника изобразить данный сюжет.

Образование причинно-следственных ассоциаций связано с активным участием в мыслительной деятельности второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система занимает ведущее положение в процессах памяти человека, что является отличительной особенностью человеческой памяти.

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.