Глава 9 Память
9.1
Общее понятие о памяти
Образы предметов
и явлений, сформированные в процессе ощущений и восприятий, а также связанные с
ними действия, чувства, мысли могут быть воспроизведены впоследствии в
отсутствие самих предметов и явлений, т. е. в памяти.
Память имеет
важное значение в жизни и деятельности человека. Посредством памяти человек
накапливает знания и использует их в нужный момент. Формирование любого навыка,
умения немыслимо без закрепления в памяти отдельных способов действий, их
направленности. Без участия памяти невозможно познание действительности, так
как уже в процессе восприятия человек соотносит непосредственно воспринимаемое
с теми знаниями, тем опытом, которые сохранились у него в памяти. Потеря памяти
ведет к распаду личности. Физиологическая основа процессов памяти — образование
и закрепление временных связей в коре головного мозга с последующим их
оживлением (актуализацией). Временные нервные связи, которые обычно называются
ассоциациями, являются отражением реальных связей предметов и явлений
действительности. Различают простые и сложные ассоциации.
В свою очередь
простые ассоциации делятся на три вида ассоциаций: по смежности, по сходству,
по контрасту.
Ассоциации по
смежности проявляются в связи объектов или явлений, находящихся рядом в
пространстве или следующих по времени друг за другом. Воспоминание и
запоминание одного из них ведет к воспоминанию и запоминанию других,
расположенных рядом или следующих за первым. Например, вспомнив какую-либо
улицу города, мы сразу же вспоминаем магазины, расположенные на этой улице,
кинотеатр, расположенный на углу улицы, сквер, пересекающий эту улицу, знакомых,
живущих на данной улице. Ассоциации по сходству проявляются в установлении
связи между объектами или явлениями, имеющими сходство. Например, воспоминание
одного из них вызывает в памяти другие, имеющие сходные черты. Увидев на улице
мужчину невысокого роста, худощавого, в черном пальто с коричневым воротником,
вы сразу вспоминаете своего друга, который тоже невысокого роста, худощавый и
носит черное пальто с коричневым воротником. Увиденная на очередной
художественной выставке картина, изображающая солнечный мартовский день в
сельской местности, сразу же заставляет вспомнить картину И. И. Левитана
«Март».
Ассоциации по
контрасту проявляются в установлении связей между прямо противоположными
предметами, явлениями. Воспоминание и запоминание одного из них ведет к воспоминанию
и запоминанию другого, противоположного первому. Так в тихий, безветренный день
в степи в нашей памяти возникает шум морского прибоя. Холодный,
изумрудно-сине-фиолетовый колорит картин В. И. Сурикова легче запоминается по
контрасту с теплым, пламенеющим красно-золотистым колоритом картин И. Е.
Репина. Сложные ассоциации, представляя собой установление
причинно-следственных связей, отражают наиболее важные, существенные связи
между предметами и явлениями. Так, рассказывая на уроке изобразительного
искусства о картине И. Е. Репина «Не ждали»
, ученик V класса
не просто перечисляет действующих лиц и художественные средства, но и
вспоминает факты из биографии художника, историческую эпоху, в которой работал
И. Е. Репин, причины, побудившие великого русского художника изобразить данный
сюжет.
Образование
причинно-следственных ассоциаций связано с активным участием в мыслительной
деятельности второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система занимает
ведущее положение в процессах памяти человека, что является отличительной
особенностью человеческой памяти.
[1]
|
 |
 |