13.2 Внешнее выражение эмоций и чувств
Внешне эмоции и
чувства проявляются в выразительных движениях. Так, чувство ужаса внешне
проявляется в резко поднятых вверх бровях, широко открытых глазах («от ужаса
глаза на лоб полезли», — часто говорят в беседе), открывшемся рте, судорожных
движениях рук, как бы отмахивающихся от того, что заставило испытать это
чувство. Как правило, по выразительным движениям можно определить глубину
эмоционального состояния. Причем, как пишет П. М. Якобсон, в понимании чувств
по выразительным движениям можно достичь большой тонкости и глубины — «это
зависит от того, насколько полно мы воспринимаем отдельные «показатели»
чувств... Словом, о чувствах человека мы судим по сложнейшему комплексу его
поступков, слов и связанной с ним экспрессии (мимике, пантомимике, интонации и
т. п.)».
Для художников
понимание выразительных движений, характеризующих конкретные чувства, эмоции
человека, имеет первостепенное значение. Посредством изображения в своем
произведении мимики и пантомимики художник передает духовный мир своих героев,
их переживания, радости, страдания и многое другое, из чего складывается жизнь
человека как общественного существа. С древних времен художники изучали
движение каждой мышцы на лице, туловище человека, соотнося его с тем, что оно
выражает. Например, известный французский художник эпохи средневековья Шарль
Лебрен дает подробное описание изменений, вызываемых тем или иным переживанием,
в лице человека и предлагает академические рецепты изображения эмоций на
картине. Так, он пишет, что когда брови поднимаются посередине, это движение
вверх выражает приятное переживание, когда бровь приподымается в середине, —
рот приподымается в углах, а при печали — в середине. Когда бровь опускается в
середине, это движение означает страдание. Во время смеха все части лица
находятся в движении — брови, опускаясь к центру лба, заставляют нос, рот и
глаза совершать то же движение.
Выражая в той или
иной форме свои чувства, человек оказывает эмоциональное воздействие на других
людей. Этот факт имеет особо важное значение в педагогической профессии.
Преподаватель должен всегда помнить, что его эмоциональное состояние на уроке
во многом определяет эмоциональное состояние школьников, темп их работы,
направленность внимания, общий настрой на выполнение учебного задания.
Необходимо уметь владеть своими чувствами и не проявлять в общении с детьми тех
чувств, которые отражают его личные переживания, нельзя, чтобы ученики
заметили, что «учитель сегодня не в духе». А. С. Макаренко в «Книге для
родителей» подробно описывает воспитательное воздействие на учащихся выражения
чувств учителя. Так, А. С. Макаренко предлагает целую теорию о выражении
учителем гнева и других чувств через различные оттенки интонации речи.
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |