11.2 Виды речи
Различают три
основных вида речи: устная, письменная и внутренняя.
По своей форме, в
зависимости от определенных условий общения, устная речь может быть
диалогической или монологической. В обычном разговоре диалогическая речь не
имеет специально преднамеренного характера и предварительного, заранее
подготовленного плана. Как правило, содержание, характер диалогической речи
определяется непосредственными условиями разговора, конкретным содержанием
разговора. Диалогическая речь характеризуется большей свободой в построении
связной и развернутой речи, чем речь монологическая, и особенно письменная. Это
объясняется непосредственностью условий разговора, а также тем, что, как
правило, собеседники находятся в одинаковой обстановке, воспринимают одни и те
же факты и явления, говорят об одном и том же и вследствие этого легко понимают
друг друга, не пользуясь своими мыслями в развернутой речевой форме.
Монологическая
речь является более сложной и трудной формой речи по сравнению с диалогической.
Монологические выступления требуют предварительного продумывания и
планирования. Являясь относительно развернутой, монологическая речь по своему
содержанию и грамматической форме во многом совпадает с письменной речью.
Письменная речь является такой же широкой формой общения, как и устная речь.
Однако обмен мыслями,
знаниями в устной и письменной речи происходит по-разному. Устная речь
основывается на членораздельных звуках.
Особенностью
письменной речи является то, что письменная речь как в плане исторического
развития, так и в жизни конкретного человека возникает позже устной речи и
формируется на ее базе. В письменную речь включается составление, переписывание
и изложение различных текстов, а также их чтение вслух или про себя.
Специфической чертой письменной речи является то, что она направлена к
отсутствующему читателю, живущему подчас на десятки и сотни лет позже пишущего.
Из-за отсутствия непосредственного контакта между пишущим и читателем
письменная речь является более развернутой и связной по сравнению с устной
речью. Только в этом случае можно довести до сознания читателя содержание
излагаемого в тексте с наибольшей полнотой, наиболее глубоко показать
происходящие по тексту события, действия, раскрыть чувства, желания пишущего.
Роль письменной речи значительно повышается в связи с тем, что она значительно
раздвигает границы, пределы общения между людьми и расширяет возможности
познания действительности. Благодаря письменной речи человек познает исторический
опыт развития человечества. В письменной речи зафиксированы исторические
достижения в области науки, искусства, всей культуры человечества.
Внутренней речью
человек пользуется в процессе мышления. Этот вид речи позволяет людям мыслить,
рассуждать даже тогда, когда они не говорят громко, когда они думают. Часто
внутренняя речь предшествует такой же по содержанию письменно или устно
выраженной мысли. Причем мысль, недостаточно оформленная во внутренней речи,
так же неотчетливо выражается и во внешней (письменной или устной) речи.
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |