12.2 Виды воображения
Формирование
образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень
этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают
воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение.
Воссоздающее
воображение наиболее полно проявляется при чтении каких-либо описаний
(литературных, географических, исторических и т. д.), при зрительном восприятии
чертежей, а на уроках изобразительного искусства — при рисовании иллюстраций к
прочитанным книгам. При этом существенное значение имеют знания, на которые
должны опираться образы, создаваемые по описанию. Чем шире и богаче эти знания,
тем больше возможностей правдивой и выразительной передачи того или иного
сюжета, действия литературного произведения.
Естественно, что
творческое воображение, носящее преднамеренный характер, всегда включено в
творческую деятельность.
Составным
компонентом творчества является активное, исключительно целенаправленное
отношение личности к процессу творчества. Особое значение приобретает также в
процессе творчества самостоятельность в создании нового. В этой связи говорят о
творческом отношении к той или иной деятельности. Поэтому, рассматривая,
например, изобразительную деятельность в целом как творчество, можно, однако,
говорить о той или иной степени творческого подхода в работе конкретного
художника. Вот почему мы говорим о творческом отношении художника-иллюстратора
к своей работе, если он активно, с огромным желанием и совершенно
самостоятельно создает свои иллюстрации, хотя он и пользуется опорой в виде
словесного описания. И в то же время простым «ремесленничеством» (в
противоположность творчеству) окажется работа художника, если он, хотя и пишет
картину, относится к ней пассивно, без «внутреннего горения», все время
заимствуя что-то у других художников.
Имея это в виду,
И. И. Левитан часто повторял слова И. А. Гончарова: «Из непосредственного
снимка с нее (природы) выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет
приблизиться к себе только путем творческой фантазии. Иначе было бы слишком
просто быть художником»
. В этих словах
И. И. Левитан правильно видит огромную роль творческого отношения к природе в
процессе ее изображения и считает, что только при этом условии возможно
создание действительно правдивого, выразительного образа природы, а не «жалкой,
бессильной копии».
Особым видом
воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого.
Значение мечты в
жизни человека огромно. Она корректирует направленность деятельности человека,
побуждает к борьбе с трудностями, под ее влиянием формируются воля, характер,
способности личности. Полезная, общественно направленная мечта поднимает
человека на борьбу, вдохновляет на труд. Мечтая о создании коммунистического
общества, самого прекрасного общества в истории человечества, советские люди
самоотверженно трудятся, достигая грандиозных успехов, также героически
защищают свою Родину от врагов. Но бывают мечты беспредметные, совершенно
оторванные от действительности. Такие мечты превращаются в пустое фантазерство,
в «маниловщину». Часто такие мечты называют грезами. Грезы уводят человека от
мира действительных предметов и явлений в мир фантазии, делают его труд
неинтересным и утомительным. Основное средство борьбы с грезами — это активное
участие в труде, в жизни коллектива.
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |