Учебник Психологии

12.2 Виды воображения

 

Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение.

Воссоздающее воображение наиболее полно проявляется при чтении каких-либо описаний (литературных, географических, исторических и т. д.), при зрительном восприятии чертежей, а на уроках изобразительного искусства — при рисовании иллюстраций к прочитанным книгам. При этом существенное значение имеют знания, на которые должны опираться образы, создаваемые по описанию. Чем шире и богаче эти знания, тем больше возможностей правдивой и выразительной передачи того или иного сюжета, действия литературного произведения.

Естественно, что творческое воображение, носящее преднамеренный характер, всегда включено в творческую деятельность.

Составным компонентом творчества является активное, исключительно целенаправленное отношение личности к процессу творчества. Особое значение приобретает также в процессе творчества самостоятельность в создании нового. В этой связи говорят о творческом отношении к той или иной деятельности. Поэтому, рассматривая, например, изобразительную деятельность в целом как творчество, можно, однако, говорить о той или иной степени творческого подхода в работе конкретного художника. Вот почему мы говорим о творческом отношении художника-иллюстратора к своей работе, если он активно, с огромным желанием и совершенно самостоятельно создает свои иллюстрации, хотя он и пользуется опорой в виде словесного описания. И в то же время простым «ремесленничеством» (в противоположность творчеству) окажется работа художника, если он, хотя и пишет картину, относится к ней пассивно, без «внутреннего горения», все время заимствуя что-то у других художников.

Имея это в виду, И. И. Левитан часто повторял слова И. А. Гончарова: «Из непосредственного снимка с нее (природы) выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путем творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником»

. В этих словах И. И. Левитан правильно видит огромную роль творческого отношения к природе в процессе ее изображения и считает, что только при этом условии возможно создание действительно правдивого, выразительного образа природы, а не «жалкой, бессильной копии».

Особым видом воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого.

Значение мечты в жизни человека огромно. Она корректирует направленность деятельности человека, побуждает к борьбе с трудностями, под ее влиянием формируются воля, характер, способности личности. Полезная, общественно направленная мечта поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд. Мечтая о создании коммунистического общества, самого прекрасного общества в истории человечества, советские люди самоотверженно трудятся, достигая грандиозных успехов, также героически защищают свою Родину от врагов. Но бывают мечты беспредметные, совершенно оторванные от действительности. Такие мечты превращаются в пустое фантазерство, в «маниловщину». Часто такие мечты называют грезами. Грезы уводят человека от мира действительных предметов и явлений в мир фантазии, делают его труд неинтересным и утомительным. Основное средство борьбы с грезами — это активное участие в труде, в жизни коллектива.

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.