Глава 16.Характер
16.1 Общее понятие о характере
Каждый человек, представляя собой личность, находится в
определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти
отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в
поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его
отношение к явлениям и предметам действительности, к товарищам, к коллективу, к
своим обязанностям, к самому себе. Таким образом, индивидуальное своеобразие
отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными
отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых
находится человек, и определяют формирование черт его характера.
Воздействия внешнего мира, определяя поведение человека,
отражаются в сложившихся у конкретного человека взглядах, убеждениях,
мировоззрении, соответствующим образом трансформируясь. Поэтому формирование
убеждений, идеалов, мировоззрения, различных знаний является одним из основных
условий формирования характера. Характер объединяет в себе направленность
интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. Он представляет
собой сложное психическое явление. Черты характера настолько тесно
взаимосвязаны, что их нельзя рассматривать изолированно друг от друга и тем
более противопоставлять одну другой. Длительное время считали, что характер
определяется анатомо-физиологическими особенностями человеческого организма:
химическим составом крови, особенностями строения тела, инстинктами и т. д. И |
наше время буржуазные психологи пытаются доказать, по характер — это нечто
абсолютно данное от природы, передающееся по наследству.
Научное определение характера было впервые дано И. П.
Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера
является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в
процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека. Этот «сплав»
образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и
изменяется в связи с изменениями условий жизни и деятельности. Изменение
внешних условий вызывает изменения и а образовавшейся системе нервных связей. В
ответ на изменившиеся условия жизни и деятельности человек реагирует
адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь,
закрепляются. Так, в коре головного мозга образуются новые временные,
относительно прочные нервные связи, система которых обеспечивает устойчивое
взаимодействие личности с внешним миром.
В установлении необходимого взаимодействия человека с
окружающей действительностью особо важную функцию выполняет вторая сигнальная
система. Слово, являясь специфически человеческим приобретением и отражая собой
уровень сознания, мышления, представляет собой высший регулятор поведения
личности. Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным
качеством личности. Характер формируется под влиянием условий жизни, в процессе
воспитания и активного взаимодействия с действительностью, с окружающим миром.
Советский учитель, руководствуясь задачами воспитания
всесторонне развитой личности строителя коммунизма, формирует и воспитывает у
школьников новые черты характера. В центре воспитания всегда стоит личность
школьника, с присущим ей характером, мировоззрением. А. С. Макаренко писал: «Я
под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу
человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание
личности, т. е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое
воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности; я считаю,
что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой
мы должны стремиться».
Целеустремленность, идейность, гуманизм, оптимизм,
стойкость, мужество — эти черты характера советского человека находят яркое
выражние в его духовном облике и раскрываются в его поведении и практической
деятельности.
[1]
|
 |
 |