17.4 Развитие и формирование способностей у детей
Задача развития
способностей у детей обусловливается общими требованиями всестороннего развития
личности. Источником развития и формирования способностей является
деятельность. Н. К. Крупская указывала, что уже в игровой деятельности
маленького ребенка происходит формирование способностей. Например, ребенок
строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения
оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные предпосылки
архитектурных и математических способностей. В школе процесс формирования у
детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Активность
развития и формирования способностей школьников определяется
целенаправленностью обучения и воспитания детей в школе. Способности могут
развиваться и стихийно, в процессе той или иной деятельности. Однако
формирование способностей в этом случае будет замедленным и потребует больше
сил. Под влиянием же обучения и воспитания развитие способностей происходит
значительно быстрее и продуктивнее. Для успешного формирования у школьников как
общих, так и специальных способностей необходимо прежде всего развить у них
интерес к учебным занятиям и научить систематически и рационально трудиться. Н.
С. Лейтес отмечает, что «неспособные» учащиеся, как правило, плохо учатся не
потому, что по особенностям своего ума не могут понять учебный материал, или по
особенностям своей памяти запомнить то или иное правило, формулу,
стихотворение, исторические даты, географические названия. Очень часто неудачи
«неспособных» школьников объясняются отсутствием у них интереса, склонности к
труду. Понятно, что у ученика, который пассивен во время работы, который не
испытывает эмоционального настроя, состояния удовлетворения от труда, не делает
умственных и волевых усилий, формирование способностей будет
неудовлетворительным. Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие
проблемных ситуаций в решении тех или иных учебных задач, необходимость
постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в
процессе обучения в школе есть та основа, на которой развиваются умственные
способности учащихся. Воспитание способностей у учащихся, и прежде всего
умственных способностей, неразрывно связан
[1]
|
 |
 |
Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления.
Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.
|
 |