Учебник Психологии

Виды ощущений

Здесь палочек нет совсем, но колбочек особенно много и они особенно мелки, что позволяет структуре светочувствительного слоя наиболее тонко передавать мелкие детали. По мере удаления от центральной ямки строение ретины становится грубее. На одном из участков ретины совсем нет фоторецепторов. Этот участок служит местом вхождения зрительного нерва и называется слепым пятном, которое образуется соском зрительного нерва.

Палочки и колбочки по-разному реагируют на различную интенсивность света. Для палочек характерна высокая чувствительность к незначительным интенсивностям света, они служат приборами ночного зрения. Колбочки отличаются сравнительно низкой чувствительностью к интенсивностям света. Они выполняют функцию прибора дневного зрения.

В каждом глазу содержится до 130 млн. палочек и до 7 млн. колбочек. Получаемое изображение от зрительно воспринимаемого предмета представляет собой своеобразный мозаичный набор, составленный из огромного количества точечных изображений, воспринимаемых палочками и колбочками.

Таким образом, оптическая система глаза, составленная прозрачными выпуклыми частями — хрусталиком, наполненными влагой камерами, воспроизводит на поверхности сетчатки картину обозреваемого мира. Это воспроизведение есть так называемое действительное обратное изображение. Его называют обратным, потому что оно действительно перевернуто так, как это бывает при демонстрации изображений с помощью проекционного фонаря, или при получении изображения на матовом стекле фотографического аппарата. Световые лучи оказывают свое действие на чувствительные к ним палочки и колбочки. При этом чем светлее объект, тем он ярче дает изображение на сетчатке. Следовательно, и раздражение в тех участках ретины, куда эти изображения накладываются, будет отличаться большей силой, затем раздражение проводится по нервам в мозг (в затылочную область) и воспринимается в нашем сознании как видимая панорама реальных объектов.

 

1[2]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.