Учебник Психологии

16.3 Индивидуальное и типичное в характере

Индивидуальные черты характера проявляются во всех сторонах психической деятельности личности и зависят от индивидуальных особенностей психического склада личности, от индивидуальных усло­вий развития и воспитания в каждом конкретном случае. Индивидуаль­ные черты характера проявляются в особенностях учебной и трудовой деятельности человека, в особенностях мышления, внимания, памяти, воображения, в волевых качествах, во всем многообразии отношении индивида с действительностью.

Индивидуальные черты характера особенно ярко выражаются в свое­образии типичных черт характера. Типичными, например, чертами характера советских людей являются гуманность и чуткость. Но каждый человек проявляет гуманность и чуткое отношение по-разному, индивидуально. Обладая индивидуальными качествами, чертами ха­рактера, каждый человек обладает и типичными чертами и проявле­ниями. Типичность означает то общее, что присуще определенному обществу, классу. Каждая историческая эпоха и ее общественно-социальные группы создают то общее в мировоззрении, направлен­ности людей, в их поведении, что определяет их черты характера как типичные для данной исторической эпохи, для данной социальной группы.

Сочетание индивидуального и типичного в характере советского человека определяет его как своеобразную личность нового времени — времени активного строительства коммунизма. Сочетание развития индивидуальных и типичных черт характера необходимо учитывать педагогу в процессе формирования характера школьника в условиях воспитания и обучения. Сочетание формирования индивидуальных и типичных черт характера ребенка создает необходимые условия для воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.

 

[1]
Оглавление

Кузин В. С. Книга написана в соответствии с программой по психологии для педагогических отделений художественных училищ. В ней освещаются особенности общей, возрастной психологии, психологии личности школьника, пути и методы развития изобразительных способностей детей, формирования у них творческого воображения, эстетических чувств, образного мышления. Книга иллюстрирована репродукциями с произведений художников, детскими рисунками, схемами. В конце каждой главы даются вопросы для повторения и задания к практическим работам.